Упражнения на координацию: что такое координация, для чего и как ее развивать

Основной показатель координации

Следует понимать, какими показателями измеряется координация:

  • точность движения;
  • разнообразие и сложность движения;
  • время;
  • точность реагирования на предмет, находящийся в движении;
  • ритмичность;
  • умение поддерживать равновесие;
  • способность к пространственной ориентации;
  • рациональность действия (целесообразность и экономичность);
  • меткость.

Эти показатели отрабатываются на занятиях по физкультуре. Однако, главным и наиболее комплексным показателем в оценке координации следует считать умения и навыки к быстрой перестройке всей двигательной программы. Для анализа индивидуальных координационных способностей необходимо наблюдать человека в течение 2-3 лет.

Можно с детского возраста предугадать прогноз развития координации в дальнейшем. Благоприятное время для прогнозирования развития координации в категории «телесная ловкость» (гимнастика) 6-7 лет. Категория «предметная ловкость» (игры спортивные) 11-12 лет.

Упражнения для тренировки баланса

1. Перекаты

Встаньте ровно и начинайте равномерно перекатываться с мысочков на пятку и обратно. Сделайте перекаты 8 раз и задержитесь на 10 секунд сначала на мысочках, потом на пятках.

Когда стоите на мысочках, вытягивайте себя вверх, представляйте, что вы привязаны за макушку к небу.

Когда стоите на пятках, немного отведите таз назад, сами наклонитесь вперед.


Развить баланс 7

Развить баланс 3

2. Цапля

Встаньте ровно, руки на пояс. Медленно согните одну ногу в колене и оторвите ее в колене. Сохраняйте равновесие 10 секунд. Затем смените ногу. Когда появится уверенность, выполняйте упражнение с закрытыми глазами.


Развить баланс

Развить баланс тренируем баланс

3. Друг за другом

Поставьте стопы одну перед другой на одну линию так, чтобы носок одной ноги касался пятки другой. Выпрямите спину, поставьте руки на пояс. Сохраняйте положение 10 секунд, затем поменяйте ноги местами.

В более сложном варианте упражнение выполняют с закрытыми глазами.


Развить баланс тренировка

Развить баланс упражнения

4. Нога-рука

Встаньте на четвереньки. Спина прямая, не прогибается, ноги и руки образуют со спиной угол в 90 градусов. Вытяните вперед правую руку и одновременно назад левую ногу. Досчитайте до 5 и поменяйте руки и ноги: вытяните левую руку и правую ногу.
Повторите упражнение 8 раз.


Развить баланс пример упражнения

Развить баланс тренируем равновесие

5. Вокруг своей оси

Встаньте ровно, ноги расставьте чуть шире плеч, руки расставьте в стороны (следите, чтобы они располагались не выше и не ниже линии плеча). Начинайте вращать верх корпуса вокруг своей оси. Сделайте 3 раза в одну, затем 3 раза в другую сторону.
Со временем увеличьте число вращений до 10 раз.


Развить баланс 4

Развить баланс 6

Развить баланс 5

Развитие координации движений в раннем возрасте

Координацию необходимо развивать уже в самом раннем возрасте. В результате, постепенно появляется согласованная мышечная активность. Происходит соединение отдельных движущих частей в единое целое действие. Координация движений продолжает развиваться примерно до 18-летнего возраста, по мере формирования скелета. В ее развитии участвуют многие органы.

Особое значение придается мозжечку, активное развитие которого начинается в возрасте от полугода и заканчивается к 4-5 годам. Именно этот орган влияет на умения и способности малыша, начинающего сидеть с шести месяцев, ползать с 8-9 месяцев, вставать на ножки в 9-10 месяцев, делать первые шаги уже к 11-12 месяцам. Примерно с полутора лет начинается вполне уверенная ходьба. Мозжечок продолжает развиваться и постепенно переходит на более высокий уровень. В 3-4-летнем возрасте происходит качественное совершенствование моторных функций. Обучаемость ребенка значительно улучшается, он способен выполнять новые, более сложные задачи.

Координация движений во многом зависит от вестибулярного аппарата. Развитие данной функции начинается еще во внутриутробном периоде, а окончательно формируется в процессе развития примерно к 12-15 годам. Основная роль вестибулярного аппарата заключается в обеспечении прямой походки человека. Именно с его помощью осуществляются первые шаги, а различные отклонения и нарушения могут вызвать неуверенную, так называемую «пьяную» походку.

Рекомендации по развитию координирования

Развитие координирования производится в следующих направлениях:

  • Выполнение разных упражнений, где присутствует новизна их воспроизведения от занятия к занятию.
  • Повышение сложности поставленных задач, работа над точностью.
  • Развитие равновесия.
  • Тренировка вестибулярных функций.

Методические рекомендации: скорая перемена положений (встать, сесть); оригинальность и неожиданность положения (бег из сидячего положения); изменение быстроты с переменой порядка последовательности; использование в тренировках предметов разного веса, объема.

Практические советы:

  • При работе с детьми младшего возраста следует начинать со статических упражнений, развивающих одновременно ориентацию в пространстве, равновесие и визуальную оценку собственных действий.
  • Системный подход к периодичности тренировок, поскольку при длительных перерывах наблюдается снижение двигательной активности.
  • При организации занятий максимально разнообразить набор упражнений и игр.
  • Создание максимально доброжелательной обстановки в группе.

Методы развития координирования

Координация в физкультуре — это возможности, представляющие собой готовность к оптимальному регулированию движения.

Методами развития координирования значатся:

  • вариативное упражнение;
  • игра;
  • соревнование.

На занятиях по физической культуре для работы над координацией наиболее действенны игровые методики. Соревновательный дух побуждает к приложению больших стараний для достижения цели. Самым эффективным способом являются коллективные спортивные игры. Они способствуют отработке соразмерности и четкости проделываемых движений. При таких занятиях формируются навыки скорых движений при изменяющихся обстоятельствах.

Работа над вестибулярным аппаратом является исключительно значимым фактором для общего развития, а также совершенствования способности к ориентации в пространстве. Она представляет собой базу для изучения новых пространственных навыков движения.

Главные методы исследования способностей координации: тестирование и наблюдение. Достижения в координации, как правило, оцениваются с использованием тестов, привязанных к возрастным показателям и состоянию здоровья.

Факторы, влияющие на координирование движений

Двигательные функции нуждаются во многих качествах, которые приобретаются тренировками. День за днем выполняя упражнения, достигается уровень мастерства, увеличивается быстрота и сила.

Факторы, от которых зависит координации:

  • адекватный анализ движения;
  • трудность двигательного упражнения;
  • уровень иных физических возможностей;
  • храбрость;
  • возраст;
  • общая подготовленность и другое.

К координированию также относится чувство времени, восприятие пространства где есть ритмичность и некий темп, которые могут меняться

В ее основе лежит, в свою очередь, способность удерживать внимание, сосредотачиваться, концентрироваться. Для развитой координации требуется сообразительность, находчивость, собранность

Дифференцировка временных интервалов

Способность дифференцировать параметры движения определяет высокую точность и эффективность пространственных (положения углов суставов), силовых (состояние напряжения в работающих мышцах) и временных (высокое чувство микроинтервалов времени) параметров движения.

При воспитании способности дифференцировать различные параметры необходимо использовать такой методический прием, как включение зрительного анализатора, а также задания на точность, «конвергентные» и «контрастные» задания.

Метод «контрастных» заданий используется при тренировке точности движений. Прыжки с максимальной длиной, равной половине максимального результата, броски с коротких и длинных дистанций и т.д.

В развитии пространственной точности метательных движений детей при изменении веса снаряда важно использовать вариативный метод вместо стабильного. Суть вариационного метода заключается в постоянном изменении снарядов разного веса при метании на одно и то же расстояние

Суть вариационного метода заключается в постоянном изменении снарядов разного веса при метании на одно и то же расстояние.

Использование этого метода позволяет повысить активность и интерес детей, добиться более полного понимания, обстановки применения разученных действий, добиться более быстрого образования координационных связей во взаимных движениях.

В развитии дифференциации временных интервалов используются слуховые сигналы, которые служат источниками срочной информации. Точно координируя действия со звуками и сигналами, учитель обучает учеников выполнять упражнения в определенном темпе.

Реактивность позволяет всему телу или его части (руке, ноге, туловищу) быстро и точно выполнять целостное, кратковременное движение в ответ на известный или неизвестный сигнал.

Реактивность улучшается, если практиковать разнообразные движения. Наиболее эффективными в этом возрасте являются повторяющиеся реакции на внезапные сигналы или на изменения в окружающей обстановке. Этот метод сравнительно быстро дает заметные положительные результаты. Введение соревновательного элемента и игрового метода позволяет создать высокий эмоциональный фон и побуждает детей быстрее и точнее выполнять задания.

При выполнении упражнений условия, в которых выполняется задание, постепенно усложняются. Это проявляется в увеличении скорости реакции, в требовании реагировать на неожиданные различные наборы неожиданных сигналов, в увеличении сложности выполнения движений и повышении требований к точности.

Способность к перестройке двигательных действий — это скорость преобразования выработанных форм движения или переход от одного двигательного действия к другому в зависимости от изменяющихся условий.

В процессе управления в движении необходимо использовать различные виды коррекционных способностей, а ловкость — это проявление конверсионных способностей в быстрых, точных и относительно сложных движениях.

Координационная способность — соединение (соподчинение) отдельных движений и действий в целостные двигательные комбинации.

Способность к равновесию — это способность сохранять устойчивую позу (равновесие) в определенных статических положениях тела (стоя), во время выполнения движений (ходьба, акробатические упражнения, танец).

Она может быть статичной и динамичной. В этом отношении полезны упражнения, связанные с вращением в различных плоскостях головы, конечностей и туловища. К ним относятся повороты, перевороты, сальто или комбинации упражнений.

К числу факторов, влияющих на устойчивость равновесия в условиях опоры, относятся:

  • Положение общего центра тяжести по отношению к плоскости опоры;
  • Высота снаряда, служащего опорой, его устойчивость;
  • Скорость движений тела, их равномерность и другие.

Чтобы улучшить способность выполнять статическое равновесие, необходимо применять следующие техники: Увеличение времени на поддержание позы, временное исключение зрительного самоконтроля, уменьшение площади контакта, включение подготовительных и сопутствующих движений, введение контрмер.

Основой для улучшения способности к динамическому равновесию является адаптация к различным внешним условиям. Среди важных средств тренировки динамического равновесия — подвижные и спортивные игры, в которых направление движения существенно меняется.

Виды координации

Существуют такие виды координации, как:

  1. Межмышечная координация – взаимодействие всех мышц, задействованных в движение, сюда входит: координационная согласованность мышц-синергистов и антагонистов, сокращение соответствующих мышц в определенном порядке с достаточной интенсивностью.
  2. Внутримышечная координация – это восприимчивость мышц к нервным импульсам, то есть отклик мышц на иннервацию.

Координационные способности:

Способность к быстрому реагированию. Ловкость – это умение перестраивать двигательную активность под сложившуюся ситуацию и потребность. Например, расчет силы при ударе ракеткой или броске мяча.
Равновесие и ритмическая способность. Удержание баланса.
Пространственное ориентирование — этот вид подразумевает навык ориентирования во времени и пространстве. Например, при ловле теннисного мяча человек обязательно должен зрительно фиксировать предмет (мяч), приближающийся к нему для того, чтобы его поймать

При развитии «чувства времени» и «чувства пространства» он может поймать мяч «не глядя», то есть не фиксировать зрительное внимание на мяче. В очередной раз отличным примером будут элементы ловли или передачи мяча игроками в американском футболе, когда мяч передается посредством броска игроку, который не фокусирует взгляд на мяче, а концентрирует внимание и зрительный контакт, например, на защитнике противоборствующей команды

В американском футболе, хоккее, баскетболе и соккере такой вид координации – частое явление. Еще хорошим примером следует назвать настольный и большой теннис.

Виды координации

Координация представляет собой врожденную способность. Её, как и все остальные, необходимо развивать и совершенствовать. Она синхронизирует движения, при плохо развитой координации будет затруднительно вести нормальную жизнь. Следует отметить, эта человеческая способность при старении более других ухудшает свои показатели.

При отсутствии координации невозможно движение мышц. Она получает развитие при почти каждом виде спорта. Врожденную природную способность можно улучшить в каждом возрасте.

Координирование бывает:

  • Межмышечное: взаимосвязь мышц, участвующих в совершении движения (интенсивность и упорядоченность мышечных сокращений).
  • Внутримышечное: мышцы и их нервные импульсы.

Типы координации

Двигательная координация, требуемая для выполнения задания, — это комбинация трех навыков:

  1. Навыки мелкой моторики
    • Требуется координированное движение мелких мышц (лицо, кисти).
  2. Примеры: письмо, рисование, застегивание и расстегивание пуговиц.
  3. Навыки крупной моторики
    • Требуется координированное движение крупных мышц или групп мышц (туловище, конечности).
  4. Примеры: ходьба, бег.
  5. Навыки координации «рука-глаз»
    • Способность зрительной системы координировать полученную визуальную информацию и затем контролировать или направлять руки для завершения задания.
  6. Примеры: умение ловить мяч, шитье, использование компьютерной мыши.

Координация движений

Координация движений

дана человеку для того, чтобы он мог выполнять четкие движения и управлять ими. Если происходит нарушение координации, это говорит об изменениях, происходящих в ЦНС. Наша центральная нервная система – это сложное, взаимосвязанное образование из нервных клеток, расположенное в спинном и головном мозге. Когда мы хотим совершить какое-либо движение, мозг посылает сигнал, и в ответ на него начинают двигаться конечности, туловище или иные части тела. Если ЦНС работает неслаженно, если в ней происходят отклонения, сигнал не достигает цели или передается в искаженном виде.

Средства развития координирования

Главными средствами тренировки координирования являются новизна и трудность исполнения. Сложность повышается с помощью, например, сокращения времени, увеличения дистанций, утяжеления веса предметов и так далее. Занятия по координированию перестают быть эффективными, когда их выполнение становится автоматическим. Потом их ценность пропадает, как каждое, изученное в полной мере и проделываемое в одних и тех же условиях, не способствует развитию.

Вдобавок необходимо работать над другими двигательными способностями помимо координации. Координационная способность индивида имеет значимое место при регулировании движений. Она способствует согласованию и контролю различных двигательных активностей в зависимости от поставленных задач.

Человеку необходимо взаимодействовать с внешней средой, требуется прогнозировать возможные ее преобразования, предвидеть будущие события; и на основе этого создавать собственную модель действий, ориентированную на достижение поставленных целей.

Совершенствование двигательных функций составляет основную задачу занятий физкультурой. Эта задача естественным образом подразумевает развитие координации во всех ее видах. В первую очередь тренировки необходимы детям и людям старшего поколения. Работа с остальными группами в этом плане зависит от профессиональной ориентации последних.

Возрастные особенности развития КС у танцоров 7-9 лет

Как известно, каждая из физических характеристик имеет чувствительные периоды.

Организм детей характеризуется низкой экономичностью реакции всех органов, высокой возбудимостью нервных процессов, слабостью процессов внутреннего торможения, поэтому дети быстро утомляются. Следовательно, в этом возрасте дети должны равномерно развивать все физические характеристики. Сильная мышечная активность должна стимулировать вегетативные функции, которые влияют на обмен веществ, рост и развитие всех систем и органов.

При обучении детей 7-9 лет следует использовать методы демонстрации и рассказа. Объяснять существующие упражнения лаконично, просто и понятно

Объяснение должно ограничиваться называнием конкретных действий и указанием на то, как их выполнять, демонстрация должна сопровождаться наглядным рассказом, в котором основное внимание уделяется действиям, обеспечивающим выполнение выученного упражнения. Дети в этом возрасте склонны к подражанию, поэтому при обучении рекомендуется использовать метод подражания

Учителю рекомендуется сказать: «Делай как я».

Упражнения, которые разучивают дети, должны быть понятными и простыми. Упражнения не должны быть слишком продолжительными, необходимы короткие перерывы, так как дети склонны быстро уставать. Моторные навыки у детей 7-9 лет развиваются медленнее, чем у детей 10-13 лет, и часто удачные выступления чередуются с неудачными. Чем сложнее упражнение с точки зрения координации, тем более выражен процесс неустойчивого формирования двигательных навыков. Для обеспечения наиболее быстрого формирования двигательных навыков необходимо повторять изучаемое упражнение 6-8 раз в каждом занятии при относительно постоянных условиях из одного и того же исходного положения в одном и том же темпе 2-3 раза за один подход.

Дети младшего школьного возраста любят играть и склонны к фантазированию, что облегчает им воображение различных двигательных действий. Поэтому рекомендуется, чтобы значительное количество упражнений было приближено к играм или выполнялось в игровой форме.

Танцевальные движения представляют собой физические упражнения повышенной координационной сложности и содержат элементы новизны. В процессе танцевально-спортивной подготовки можно повышать сложность выполнения движений: изменять пространственные, временные и динамические параметры (менять направление движения, танцевать в другом ритме, с другой амплитудой), ограничить или полностью исключить визуальную информацию (закрыть глаза во время выполнения движения, исполнять танцы без зеркал), объединить двигательные навыки (выполнять выученные шаги и движения рук одновременно, поворачивать голову, а в будущем работать бедрами, плечами, коленями и локтями). Особенно эффективен методический подход, направленный на представление дополнительной информации. Таким образом, использование зеркала или ориентиров для контроля движения облегчает освоение навыков и способствует более быстрому запоминанию танцевальных движений.

В развитии координационных способностей спортсменов используются следующие основные методологические подходы.

Разучивание новых и разнообразных движений с постепенным повышением их координационной сложности. Этот подход широко используется в базовом физическом воспитании, а также на первых этапах спортивного совершенствования. Осваивая новые упражнения, учащиеся не только обогащают свой двигательный опыт, но и развивают способность формировать новые формы координации движений. Имея большой двигательный опыт (запас двигательных навыков), человек может легче и быстрее справиться с внезапно возникшей двигательной задачей.

Прекращение обучения новым разнообразным движениям неизбежно приведет к снижению способности к их освоению, а значит, задержит развитие координационных способностей.

Воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки.

Повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения моторных восприятий и ощущений. Этот метод широко используется в ряде видов спорта (гимнастика, спортивные танцы, спортивные игры и т.д.) и в профессиональной прикладной физической подготовке.

Как развить координацию движений?

Координацию можно развить тренировками. Существуют разные методы развития координации движений. Самый базовый метод – это многократное повторение движений. Еще одним способом является выполнение движений с низкой скоростью и с минимальной нагрузкой.

Координацию также можно развивать путем добавлений новых движений, которые будут непривычными для человека. В тренировочном процессе сложность координационных упражнений следует постепенно увеличивать. Повышать требования к точности и согласованности мышления.

Высокая эффективность тренинга обеспечивается быстрой сменой положения, например, ускорение (бег) с положения стоя на коленях, или такое упражнение, как «head to head», активно применяющееся в американском футболе, в котором два атлета ложатся на землю голова к голове к линии разграничения, после чего тренер внезапно бросает мяч одному из них, и спортсмен, завладевший мячом, должен как можно быстрее пересечь линию. Для этого ему нужно поймать мяч не глядя, без фиксации внимания и взгляда на мяче, сменить положение лежа на вертикальное и, минуя оппонента, пересечь линию. На самом деле, выполняется это упражнение молниеносно.

Еще одним методом развития координации является изменение скорости движения или темпа. Для этого нужно ввести в тренировочный процесс ритмические комбинации. Еще один отличный пример – это прохождение маршрутов ресиверов принимающих в американском футболе, для которых характерны мгновенные остановки, смена направления движения и ускорения.

Также смена способов выполнения упражнений может помочь в развитии координации движений. Например, прыжки на скакалке не на двух ногах, а на одной. Броски мяча в горизонтальном положении и многое другое. Также весьма эффективный способ развить координацию – это занятие с инвентарем неэргономической формы, например, выпады с сэндбэгом вместо гантелей, или приседание на балансировочной платформе. Выполнение упражнений с партнером или несколькими участниками тоже развивает координацию. В паре можно выполнять прыжки, повороты, наклоны, приседы и подъемы.

Разработка экспериментального набора упражнений для использования в подготовительной части урока

В первой экспериментальной группе в подготовительной части урока (во время разминки) использовался экспериментальный комплекс упражнений, направленных на развитие навыков координации движений, равновесия и темпо-ритмических навыков. Упражнения использовались в порядке увеличения их координационной сложности и использования других средств усложнения упражнений: Изменения временных и динамических параметров (во время исследования упражнения выполнялись в медленном темпе, затем темп постепенно увеличивался; некоторые упражнения выполнялись в намеренно медленном темпе, что также усложняло их), комбинации двигательных навыков (движения ног изучались отдельно, затем отдельно движения рук, после чего выученные комбинации объединялись в одновременное выполнение), использование зеркала или ориентиров для контроля движений, исключение визуальной информации (закрывание глаз).

Развивать способность к координации:

  1. Ходьба на месте с руками в замке вперед-назад, вправо-влево, вверх-вниз, вверх-назад;
  2. Круговые движения вперед и назад одной рукой, двумя руками, встречные движения;
  3. Раскачивание правой (левой) ноги вперед-назад с круговыми движениями левой (правой) руки;
  4. Передача кубика из руки в руку впереди и сзади на месте и в движении (ходьба на месте, прыжки на месте);
  5. Выполнение упражнений в парах: взявшись за руки садиться и вставать, выполнять прыжки, повороты и т.д.

Развивать темпо-ритмические способности:

  1. Ходьба с хлопками под каждый шаг, переступая левой (правой) ногой, под счет с акцентом на первый счет;
  2. Прыжки на одной, двух ногах под счет, хлопки в разном темпе, например: 1-2, 1-2-3 (хоп, хоп, хоп, хоп);
  3. Топать ногами в разном темпе, например: 1-2, 1-2-3 (шаг-топ, шаг-топ-топ);
  4. Прыжки с ускорением или замедлением;
  5. Полуприседания под счет: 1-присед, 2-шаг; 1-2-3-присед, 4-шаг.

Развивайте способность балансировать:

  1. Прыгайте вперед и назад на одной ноге вдоль линии;
  2. Подняться на полупальцы и опуститься под счет в медленном темпе;
  3. Встаньте на цыпочки и задержитесь на несколько секунд;
  4. Поднимите правое (левое) колено и обхватите его руками (позже вы можете выполнять упражнение без обхвата руками и поднимать стоящую ногу на полупальцах);
  5. Стоя на полупальцах, руки вверх. 1 — наклониться вперед, пальцы касаются пола, 2 — вернуться в положение стоя, 3 — присесть, руки вниз через стороны, 4 — вернуться в положение стоя.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Здесь темы рефератов по педагогике

Читайте дополнительные лекции:

  1. Типы семейных отношений
  2. Особенности ролевой игры в раннем возрасте
  3. Системы воспитания в истории человечества
  4. Теория и технологии развития речи детей дошкольного возраста
  5. Педагогическая практика в детском саду
  6. Гуманная педагогика Амонашвили
  7. Сказка для второй младшей группы
  8. Методика музыкального воспитания в начальной школе
  9. Культурологический аспект отцовства и материнства. Отличие отцовства от материнства
  10. Средства обучения и воспитания дошкольников
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector