Характеристика молодежных субкультур 21 века
Содержание:
Скинхеды
Здесь всё достаточно сложно. Субкультура теряла сторонников по причине того, что националисты не хотели своим видом показывать свою политическую позицию, так как это могло вызвать проблемы с полицией. И чтобы не «выдавать» себя, националисты одевались в обычную одежду, тем самым «сливаясь с толпой». Также была популярность у субкультуры среди «модников», которым сама идея была не интересна и они хотели просто круто выглядеть. Сейчас такого нет (вроде бы) и националисты одеваются как скинхеды для удобства в драках и не только. Либо же так одеваются действительно убеждённые националисты и другие правые, которым нравится данная субкультура. В любом случае, «модным» это быть перестало.
Коснёмся статистики запросов. Одного только Диму Боровикова ищут в Яндексе около 4000 человек в месяц. По поводу остальной статистики сказать достаточно сложно, по крайней мере именно у скинхедов, так как они являются частью националистов и других правых. Но, скажем, одна из многих групп скинхедов в Вконтакте, «Боностан» (сообщество с мемами на тему скинхедов и схожих тем) имеет более 4500 подписчиков.
Хочу также затронуть близкую скинхедам субкультуру — футбольных фанатов. Думаю, глупо спорить есть ли они сейчас, так как мы понимаем, что они есть. Правда сейчас произошло негативное событие, в виде того, что субкультура получила популярность среди людей, которых зовут оффниками. Я об этом писал в статье «Разница между оффниками и футбольными хулиганами«. Оффники это карлики, позёры, модники, не более.
В дополнение оставлю ниже современные фотографии скинхедов.
К слову, недавно я писал об одних из скинхедов в публикации «Сезон белых вагонов 2021 открыт«.
Взаимоотношения между разными субкультурами
Субкультура — очень распространенное явление и делится на типы, каждый из которых имеет свои особенности и отличия. Как и другие культурные явления, субкультуры возникли в культурно насыщенной среде. Это произошло в начале 20 века, в период насыщения общественного мнения различными идеями и философскими течениями. В современном мире нельзя сказать, что субкультуры в какой-то мере автономны и не связаны друг с другом. Они должны взаимодействовать друг с другом, и в их отношениях часто возникают конфликты.
Некоторые субкультуры открыто заявляют о своей неприязни к мировоззрению другой субкультуры. Это называется субкультурным антагонизмом. Это может происходить с музыкальными субкультурами, и, как следствие, возникают конфликты из-за различных предпочтений. Эта ситуация стала особенно очевидной, когда в обществе начали набирать популярность многочисленные музыкальные направления, значительно отличающиеся по звучанию и стилю. Каждая субкультура считает, что ее жанр превосходит другие и обладает глубиной, в отличие от остальных.
Напряженность, возникающая между сторонами, может привести к конфронтации между участниками. Каждая субкультура старается следовать своим негласным правилам. Часто они даже не прописаны, а возникают интуитивно. В аналогичных ситуациях представители разных субкультур могут действовать совершенно противоположно, в зависимости от их мировоззрения и мотивов. Каждая ассоциация имеет свою собственную систему ценностей и, естественно, воспринимает мнения других неформальных групп как не совсем правильные или даже абсурдные. Когда сталкиваешься с такой ситуацией, трудно прийти к соглашению. Скинхеды, например, не считают зазорным отстаивать свое мнение с помощью физического насилия. В то же время эмо совсем не склонны к насилию и даже могут пожертвовать своей жизнью, чтобы доказать истинность своих убеждений.
Главная задача общества — признать, что та или иная субкультура является частью общей культуры
Совсем не обязательно использовать типичные радикальные меры в попытке доказать важность своего мнения и собственную правоту. Многие родители беспокоятся, когда узнают, что их дети становятся частью субкультуры, но если это невинный вид, например, тот, который проявляется в определенном стиле одежды, позвольте вашему подростку проявить свою индивидуальность
Многие молодые люди пытаются протестовать, присоединившись к какой-либо группе — покажите им, что вы на одной стороне с ними и нет необходимости в конфронтации.
Иногда субкультуры находятся в конфронтации между собой
Виды субкультур
В списке субкультур имеется несколько видов:
По музыкальным предпочтениям
Представители отдельных субкультур зачастую отдают предпочтение разной музыке. Готам нравится – готик-метал, маталлистам — хэви-метал и его виды, панкам – панк-рок, растаманам – регги, эмо – пост-хардкор и так далее.
Спортивные субкультуры
Одна из известнейших спортивных субкультур – паркур. Термин обозначает виртуозное искусство перемещения и огибание препятствий в пространстве. Ключевая идея паркура: «границы отсутствуют, есть только препятствия». Паркур стал особо популярен после выхода картин «Тринадцатый район», «Ямакаси».
Футбольные болельщики также причисляются к ряду особой спортивной субкультуры. Более организованной группой они стали на рубеже 70-80 годов ХХ века.
По стилю
В числе субкультур, выделяющихся по стилю обычно отмечают: Visual kei, милитари, тедди-боев, кибер-готов, модов, стиляг, фриков. Все они имеют собственные отличительные признаки в имидже.
По общественным убеждениям
В списке субкультур есть и выделяющиеся по общественным убеждениям: битники, SHARP-скинхеды, RASH-скинхеды, стрейт-эджеры, анархо-панки, яппи, неформалы, нью-эйндж, хаппи.
По хобби
Люди, которых объединяет общее специфическое хобби и сопутствующая атрибутика тоже причисляют себя к одной из субкультур. Речь может идти о таких сообществах: байкеры, реконструкторы, геймеры, бибои, ролевики и так далее.
По хулиганскому поведению
Больше всего опасений у обычных граждан вызывают представители именно этих субкультур, схожих хулиганским и вызывающим поведением: ультрас, высокоорганизованные любера, руд-бои, футбольные дебоширы, и гопники.
По другим признакам
Существует немало молодежных субкультур, объединенных иными увлечениями. В их числе отаку – люди, обожающие и хорошо разбирающиеся в аниме и различной манги. Также довольно примечательны фурри, являющиеся поклонниками антропоморфных существ и причисляющие себя к фурри-фэндому.
Тамблер-гёрл (веб-панк)
«Тамбер-гёрл» их называют потому, что свой стиль они копируют и распространяют на сайте Tumblr. Чёрные кресты на фоне космоса, тонкие чёрные ошейники, туфли на плоской высокой подошве, короткие чёрные юбки-солнышки, шляпы с широкими полями – наверняка вы видели не одну подобную картинку. В отличие от субкультур прошлого, им не надо заморачиваться с тем, чтобы шить одежду вручную или доставать в экзотических местах – к услугам тамблер-гёрл множество тематических магазинов вконтакте. А поскольку веб-панк – это совмещение реального и виртуального, фотографию следует украсить пиксельными рисунками, блёстками, единорогами, радугами и фоном Windows.
Если ванильки считают подчёркивают депрессивностью свою «инаковость», то веб-панк говорит: депрессия – абсолютно нормальное состояние в этом полном боли мире. Над своей депрессией можно (и нужно!) остроумно шутить. Все твои таланты сводятся к поеданию пиццы, просмотру сериалов и сну? Отлично, ты принят в эту компанию.
Тамлер-гёрл обожают принцесс и единорогов, видимо, из-за желания привнести в жизнь постмодерниста-потребителя хоть немного сказки
Конечно, как и любая субкультура, веб-панк стереотипен, и по-настоящему остроумных шуток, интересных образов и глубоких мыслей вы там, скорее всего, не найдёте. А ко всему прочему тамблер-гёрл часто критикуют за романтизацию пассивности, лени и прочих плохих вещей.
Манера тамблер-гёрл делать картинки с надписями на красивом фоне стала предметом бесчисленных пародий в Интернете
Хипстеры
Словом «хипстер» (от английского «to be hip» — «быть в теме») изначально называли движение любителей джаза. Современные хипстеры – интеллектуальная, обеспеченная молодежь, следующая прогрессивным тенденциям современного общества.
Хипстеры не представляют жизнь без продвинутых гаджетов и девайсов, преимущественно компании Apple. Они заводят профили во всех популярных соцсетях (Инстаграм, Твиттер), ведут личные блоги. Список интересов этих продвинутых ребят весьма обширен. В него входит альтернативная музыка, авангардное искусство, артхаусное кино.
Отличительные черты
Распознать хипстера непросто: в нем есть что-то от эмо, хиппи и панков. Приветствуются длинные волосы, борода у парней, цветные очки с толстой оправой, шляпы. В фаворе винтажная одежда: джинсы-скинни, клетчатые рубашки, ковбойские сапоги, яркие кеды, майки с прикольными девизами, объемные шарфы.
Наиболее популярные молодежные субкультуры
Сегодня в мире существует множество молодёжных субкультур. Среди них наиболее распространение получили:
- Байкеры. Неизменные внешние атрибуты – мотоциклы и кожаная одежда, многие носят татуировки. Первых байкеров еще называли «харлеистами» − от марки известного мотоцикла Harley-Davidson. Любовь к острым ощущениям проявляется у них в устройстве ежегодных байк-шоу и ночных гонках.
- Гламуры. Ориентация на роскошь и внешний блеск, гедонизм и культ прекрасного, поклонение брендам, яркая светская и клубная жизнь, следование последним тенденциям моды – основные характеристики гламурного человека.
- Готы. Главное их отличие – культивирование и эстетизация смерти. Это не значит, что они к ней стремятся. Скорее, выражают свой протест против обилия поп-культуры и скучной повседневности. Мрачные образы здесь обычно служат средством эпатажа. Внешние признаки готов – черная одежда, иногда с кислотными оттенками, серебряные украшения и символы, ассоциирующиеся со смертью – пентаграммы, черепа, кости, перевернутые кресты и т. д. Часто готы красят волосы в черный цвет и намеренно подчеркивают белизну кожи, пытаясь создать популярные ныне вампирские образы. Иногда делают на голове заимствованные у панков ирокезы.
- Панки. Сформировались из движения анархистов − последователей идеи существования вне закона и контроля государства. Символы панк-движения – ирокезы, пирсинг на лице, рваная одежда.
- Граффитеры. Именно им мир обязан рисункам и надписям на стенах домов, подъездов, заборах и станциях метрополитена.
- Хиппи – уже упомянутая ранее субкультура, подарившая идею мира, доброты и свободной любви, а также фенечки на руках и длинные волосы, как символ свободы. Хиппи также немало поспособствовали распространению наркотиков. Как способа расширения сознания, разумеется. Поклонники этого движения еще существуют, но в наше время оно считается практически вымирающим.
- Металлисты – ценители музыки Heavy Metal. В одежде используют, как правило, черные кожаные куртки, банданы, множество металлических украшений, массивные ботинки. Металлисты ввели в обиход «козу» − популярный неформальный жест.
- Растаманы. Во многом напоминают хиппи, это «люди-одуванчики», которые тоже не прочь мирно курить коноплю, расширять сознание, продвигать мир и регги на всей планете и не причинять зла другим созданиям. Присущие им атрибуты – дреды, изображение конопли на майках и футболках, вязаные шапочки и одежда из трех доминирующих цветов – зеленого, красного и желтого.
- Рэперы − приверженцы рэпа, балахонистой одежды, пафоса и крутизны.
- Скинхеды – озабоченные чистотой нации группы. Обычно бритоголовые (отсюда и произошло название субкультуры). Часто украшают тело татуировкой в виде свастики. Агрессивны, политически активны.
- Эмо − поклонники эмо-музыки (сокращенно от термина «эмоциональный»). Выделяются черно-розовой гаммой в облике и обостренной чувствительностью.
Помимо вышеперечисленных, существуют также хипстеры, спортивные фанаты, толкиенисты, стрейт-эйджи (ратуют за здоровый образ жизни и используют опознавательную символику «X»), рейверы, кибер-готы, гранжеры, анимешники, эксртемалы, увлеченные исторической реконструкцией люди и т. п. Многие молодежные субкультуры тесно переплетены между собой.
Влиянию субкультур наиболее сильно подвержены молодые люди от 15 до 25 лет. Этот период становления их личности часто связан с бурным протестом против попыток оградить свободу и навязать свою систему законов и ценностей. Поэтому альтернативные протестные группы становятся для них весьма привлекательными.
С годами юношеский максимализм блекнет. Молодежь переосмысливает собственную шкалу приоритетов, становится более гибкой и начинает сотрудничать с миром, а не противостоять ему.
Радикалы: АУЕ*, «ельцинисты», «Поясни за шмот»
«Прямо из школы сына привезли на операционный стол – рассказала Тамара – Нос сломан, черепно-мозговая травма. Сын несколько дней не узнавал меня и мужа». Побоище в одной из барнаульских школ произошло в октябре этого года: 15 подростков подкараулили 2 сверстников и жестоко избили. Страшное зверство: у одного избитого школьника были сломаны нос и челюсть, второго доставили в больницу без сознания. Делом занялась прокуратура. Напавшие подростки признались: они – сторонники АУЕ*, «арестантского уркаганского единства» (АУЕ* — подростковая субкультура, пропагандирующая среди несовершеннолетних тюремные и воровские понятия российской криминальной среды).
Аббревиатура, вбитая в поисковик, не оставляет сомнений: подростковые банды терроризируют полстраны. В 2017 году в башкирском Салавате «блатные» подростки избили подростка арматурой. 2 октября 2018 года в Югре несовершеннолетние «ауешники» пытали сверстников паяльником и гаечным ключом. В августе этого года в Петербурге банда напала на прохожих в Таврическом саду, едва не запинав тех до смерти.
В 2017 году в «ВК» были десятки групп АУЕ*, но после серии правонарушений крупные сообщества по решению суда были заблокированы, однако, небольшие паблики с аудиторией от 100 человек и выше до сих пор активны. На аватаре одного сообщества «Жизнь-ворам, шпане-дорогу» – фото ребенка с пистолетом и эпиграф «Храни Господь ты пацанов и дай им Божьей силы. А подлых грязных фраеров карай по полной воле!» (орф и пункт. сохранены). Контент – шансон, обсуждение тату, высказывания Саши Севера и Япончика. Вопрос администратору группы – кто вы и кто ваши подписчики – остался без ответа.
А вот админ паблика «Анти-АУЕ*», выступающий против банд, поделился: «Мы публикуем мнения о движении, истории отсидевших и советы юристов – тем, кто угодил в группу и хочет выйти. Вот что пишут пользователи:
Михаил: «Я в 15 хотел в тюрьму. Шансон слушал, мечтал, что наколку сделаю. Пошел в протест против семьи. Прошло время. Сейчас ни образования, ни работы нормальной, потому что в юности этим д…ом промаялся. Детей надо вырывать из этого. Ставить цели».
Александр: «Они просто оправдывают свою лень отсутствием социальных лифтов. Не надо напрягаться, жилы рвать. Простой вариант – стать шестеркой в банде».
Ирина: «По телевизору целыми днями показывают сериалы о бандитах, сюжеты о золотой молодежи. Да у нас кругом зона, и дети ее копируют. Деградация начинается с родителей, а дети — это уже следствие».
Радикальные молодежные группировки появились не вчера: в советское время были сильны казанские «Тяп-Ляп» и «Хади Такташ», в Московской области – «Ждань» и «Любера», в Удмуртии — «Автозавод», позже появились скинхеды. Новые радикалы, появившиеся пару лет назад – Yeltsin Death Brigades и «Поясни за шмот». Идеология «ельцинистов» – троллинг политики: Россию они называют «психушкой», на странице в соцсети публикуют опусы в стиле «Такого, как Ельцин – чтобы бухал, такого, как Ельцин – чтоб не просыхал!» и периодически устраивают уличные драки. «Поясни за шмот» – еще одна группировка молодых, которые избивали людей всего лишь за определенные бренды одежды.
Александр Полозов, блогер, делает вывод: «Это все – «неогопники». Провинция, да и окраины многих мегаполисов до сих пор живут в 90-х. Панк и рок-движение уменьшилось, эмо и готов — единицы, а гопники оказались живучими».
Вадим Арустамов, руководитель МОО «Мы – дети России», негодует: агрессия подростков – это нормально, вот только направлять ее нужно в правильное русло, но никому дела нет: «Дальше будет больше и хуже! Работа с молодежью не ведется! Молодежь предоставлена сама себе – нет ни мотивации, ни заинтересованности государства в ней. Предлагаемые реальные программы рубятся на корню. Все спортивные и досуговые клубы – платные! Если не будет внятной, понятной идеологии и молодежной политики у самого государства, то через 5-10 лет сегодняшняя молодежь сметет эту власть!»
Как управляют молодёжью?
Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя и приходские священники
В нынешней культуре в возрасте 14 — 18 лет на пик своей активности выходит интеллект, который в этот период активно оценивает окружающую культуру, а результатом оценки становятся разного рода последствия:
- отрицание окружающей культуры и максимальная изоляция от неё;
- соглашательство с окружающей культурой и последующая интеграция в неё в меру своих возможностей и разумения;
- поиск ошибок и недостатков существующей культуры;
- создание собственной культуры, то есть выработка новых стереотипов и привычек.
Именно поэтому молодёжь является главным объектом воздействия агрессивной западной массовой культуры, поскольку именно она — создаёт новую культуру или поддерживает старую. А молодёжные субкультуры — это полигоны испытания нового в культуре: новых алгоритмов поведения и мышления.
Если перейти с личностного уровня на общественный можно построить определённую модель процесса развития всей культуры в целом и увидеть такую последовательность: культура, доминирующая в обществе порождает определённую науку, призванную дать обществу ответы для решения проблем и кризисов, а также обеспечить необходимым информационным обеспечением для управления; на основе системы научных знаний формируются образовательные стандарты для различных уровней образования (среднего, высшего и т.д.); продуктом системы образования являются в том числе и различного уровня и профиля кадры. Они, в свою очередь, через своё мировоззрение и Идеи должны сформировать Новую культуру, которая будет лучше и качественнее предыдущей, а значит будет начинать новый виток на спирали развития. Таким образом будет достигаться устойчивое развитие общества в преемственности поколений.
Изображение: newyouthpolicy.org
Если культура общества развивается по принципу «выгодно продай и продайся», тогда движителем и самоцелью развития экономики — фундаментальной базой общественного развития — является рост прибылей, а жизнь самого общества превращается в глобальный (региональный, локальный) рынок, на котором всё продаётся и покупается. В том числе и собственные родители и собственная Родина, вопрос только в цене. «Ничего личного — только бизнес!» Не правда ли?! Так общество сползает вниз в деградацию. Как будет протекать этот процесс — быстро или медленно — это зависит, конечно, от множества частных факторов.
В редких случаях неспособность преодолеть собственные ошибки и проблемы приводит к некому закрепощению, застою нравственных стандартов в обществе, и тогда движение идёт по замкнутому кругу — по кольцу «инферно», как назвал это явление некогда в своём романе «Час Быка» известный советский учёный и писатель-фантаст Иван Антонович Ефремов.
Изображение: inance.ru
Всем известна фраза:
Она означает: какова в целом культура мышления народа, таково и правительство, под властью которого живёт общество. Если культура мышления людей — «никакая», то и управленцы, вышедшие из этого общества, — «никакие».
Сегодня пока ещё не многим ясно, что надеяться на большинство управленцев, воспитанное в текущей культуре, в деле улучшения жизни людей в современном мире — бессмысленно, ибо нравственно они не лучше окружения, из которого вышли, за редким исключением. Конечно, есть у нас в стране и руководители, для кого «долг перед обществом», «ответственность», «стремление служить Родине» не просто пустой звук. Именно под их руководством и усилиями добросовестных граждан, в основном ещё советской закалки, стали возможны успехи и достижения современного белорусского государства, и, как бы ни старались их не замечать и не афишировать представители «оппозиции», они есть.
Соответственно, нет принципиальной разницы между партиями и различными группировками: несмотря на разные лозунги, всех этих «управленцев», пусть даже и с опытом работы, отличает отсутствие, прежде всего, адекватных знаний в области управления. Это касается и населения, в силу господства неадекватных образовательных стандартов. И для того, чтобы изменить качество управления и ситуацию в городе или районе проживания, необходимо начать с себя.
Порочная культура и политика государства — это те факторы, от воздействия которых эффективно защитить самих себя и детей в последующих поколениях (как своих, так и чужих — все дети Божии) может далеко не каждый человек и не каждая семья. Молодёжь попадает в субкультуры деградации, которые выгодны тем, кто породил нынешнюю культуру и кого устраивает их место в ней. Такие люди будут стремиться сохранить «статус-кво», то есть, фактически, будут стремиться к тому, чтобы замкнуть спираль общественного развития в круг «инферно».
Ролевики – жители двух миров
Ролевики или исторические реконструкторы – еще одно направление арт-субкультуры.
В основе ролевого движения лежит увлечение фэнтези или историей. Каждый участник ролевой игры перевоплощается в определенного персонажа и действует согласно сценарию. В основе игры могут лежать как исторические события, так и сюжеты произведений в стиле фэнтези.
Участники стараются как можно более достоверно повторить бытовые условия, костюмы, ремесла, сражения конкретной эпохи. Популярны у ролевиков викинги, Древняя Русь или средневековые рыцарские сражения.
Отдельным направлением ролевого движения являются толкинисты – фанаты Дж.Р. Толкина. Участники этой субкультуры перевоплощаются в персонажей его книг: эльфов, орков, гномов, хоббитов, разыгрывая сюжеты из вселенной, придуманной писателем.
Ролевые игры – вид эскапизма, способ уйти от реальности. Для кого-то это отдых от повседневной рутины, для кого-то — альтернативная и более предпочтительная реальность. Среди ролевиков можно встретить и подростков, и людей старше.
Геймеры
Поклонники этой молодежной субкультуры видят смысл жизни в компьютерной игре. Но современный геймер – это не просто школьник, увлеченно гоняющий на машинках или стреляющий из танка. Это целый мир с собственным сленгом, в котором устраиваются чемпионаты с миллионными призовыми фондами. Жаргон геймеров, пожалуй, богатейший среди всех современных субкультур. Многие словечки стали знакомыми для интернет-пользователей, например, «косплей», «баг» или «аккаунт».
По степени увлеченности геймеры делятся на «легковесных», «продвинутых», «увлеченных», «хардкорщиков», «киберспортсменов», которые зарабатывают деньги на участии в турнирах. Остальные же предпочитают выпрашивать деньги у родителей, чтобы купить очередную приставку, прокачать новую игрушку. Если геймер становится «увлеченным», то он все больше начинает погружаться в виртуальную реальность. Мама, учеба в школе отходят на второй план. Опасность субкультуры связана с тем, что она вызывает игровую зависимость, избавиться от которой самостоятельно довольно трудно.
Характерные особенности
Геймеров мало заботит внешний вид, поэтому они могут одеваться неопрятно. К моде относятся спокойно. Предпочитают футболки с героями популярных игр.
Панки
Вот у этих ребят уже групп не пересчитать, потому не буду даже указывать какие-то конкретные. К слову, мой бывший друг ещё года два назад пытался быть панком, но сейчас уже вроде забросил это дело, точно не знаю.
Месяц-два назад случайно наткнулся на группу, которая была посвящена нашивам. Преимущественно активны в группе панки. Сообщество имеет более 9500 подписчиков, просмотры набирают тысячи просмотров. Ниже несколько скриншотов из группы.
Также пройдёмся по группам с песнями в жанре панк-рок. Группа «Джинсы Тарковского» выпустила EP «Битые пиксели» в 2021 году. Группа «Роковой Год» выпустила в 2021 году альбом «Душегуб и все все все». Группа «Ничего не будет» выпустила альбом «Миражи» в 2021 году. И многие другие группы выпустили новые альбом и песни в этом году, нет смысла писать ещё больше.
Эмо
Еще одно маргинальная подростковая субкультура имеет некоторое сходство с готами. Все тот же черный цвет, та же идеализация смерти, вечная тема суицида. Но есть и отличия. Эмо переводится как эмоциональный, основная болевая точка этого направления – избыточная ранимость, чувствительность, депрессивность, уход от агрессии современного мира. Они отгораживаются от окружающих даже внешне, пряча лицо за длинными скошенными челками.
Как выглядят?
Внешность эмо-кидов довольно примечательна. Цвет одежды, волос и маникюра – смесь черных и розовых оттенков. Из украшений – многочисленный пирсинг. Руки украшены браслетами из разноцветного бисера. Любимая обувь – кеды, массивные ботинки-гриндерсы. Некоторые девушки носят смешные, детские прически с хвостиками и яркими заколками. И девушки, и юноши красят губы светлой помадой, пудрят лицо, чтобы придать ему мертвенно-бледный вид. Глаза густо подведены темными тенями и подводкой.
Любимая одежда: узкие джинсы с заплатками, майка с детскими принтами или изображением любимой группы. Часто ходят в наушниках, слушая современную музыку в стиле эмо.