Общее представление о взаимосвязи спортивного отбора с этапами подготовки. этапы отбора
Содержание:
Заключительный отбор
Заключительный отбор многолетнего процесса спортивной подготовки является чрезвычайно важной составной частью системы подготовки, так как его основной задачей является определение целесообразности дальнейшего продолжения занятий спортом для спортсмена высокого класса, добившегося серьезных результатов в современном спорте. От того насколько точным и объективным будет заключение, во многом зависит не только дальнейшая спортивная карьера известного спортсмена, его авторитет в спорте, но и вся последующая жизнь — образование, личная жизнь, профессиональная карьера и т
д.
На этом этапе отбора не стоят вопросы оценки перспективности спортсмена по морфологическим и функциональным задаткам, его способность к эффективному спортивному совершенствованию и т. п. На первый план выдвигается задача выявления резервных возможностей организма для поддержания, а возможно, и повышения ранее достигнутого уровня адаптации. Не менее важным является и всестороннее медицинское обследование, результаты которого должны показать, способен ли спортсмен к дальнейшей напряженной работе, не скажутся ли серьезно на последующей тренировочной и соревновательной деятельности предыдущие травмы и т. п.
Первостепенное значение приобретает всесторонний анализ социального положения спортсмена — его материальное состояние, уровень образования, перспективы для успешной деятельности после окончания спортивной карьеры, семейное благополучие и др. Если на предыдущих этапах отбора для юных и молодых спортсменов, обучающихся в средней школе или высших учебных заведениях, такие проблемы особо не стояли, то по отношению к спортсменам, возраст которых часто превышает 25—30 лет, они могут приобрести характер основных.
Рассматривая спортивно-педагогическую сторону отбора, в первую очередь внимание должно быть обращено на продолжительность спортивной карьеры, объем перенесенных за многие годы подготовки тренировочных и соревновательных нагрузок. Естественно, что чем короче была продолжительность занятий спортом, меньше тренировочные и соревновательные нагрузки, тем большие перспективы, при прочих равных условиях, имеет спортсмен для сохранения высших достижений
Важной является и оценка структуры функциональной подготовленности спортсмена, наличие резервов в совершенствовании важнейших компонентов. Например, спортсмены, отличающиеся большой мощностью важнейших функциональных систем, но имеющие резервы в повышении экономичности техники, подвижности и вариативности деятельности систем энергообеспечения, имеют достаточно хорошие резервы для сохранения высших достижений и даже для повышения спортивных результатов
На заключительном этапе отбора имеет свою специфику и оценка психических качеств спортсмена
Если на предыдущем этапе основное внимание обращалось на способность спортсмена максимально мобилизовать свои возможности в экстремальных условиях ответственных соревнований, умение показывать наивысшие результаты в главных соревнованиях, в определении сильных соперников и др., то здесь на первый план выступает наличие достаточной мотивации для активного продолжения занятий спортом, перенесения высоких тренировочных и соревновательных нагрузок
Рассматривая вопросы ориентации подготовки спортсмена на этапе сохранения высших достижений, на первый план необходимо выдвинуть качественные характеристики процесса подготовки. Опыт подготовки многих выдающихся спортсменов в различных странах мира убедительно свидетельствует о том, что длительное время сохранить высшие достижения удалось тем из них, которые сумели найти резервы поддержания спортивных результатов при значительном сокращении объема тренировочной и соревновательной деятельности.
Спортсмены, которые пытались сохранить высшие достижения за счет предельных величин тренировочных и соревновательных нагрузок, как правило, терпели неудачу и вынуждены были покинуть большой спорт в результате травм, физических и психических перегрузок.
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
Разработка критериев оценки спортивных способностей юных скороходов в многолетнем процессе
Развитие выносливости во всех диапазонах ее проявления является основной задачей подготовки скороходов. В предыдущих исследованиях было показано, что тренеры в своей практической работе при отборе детей и юношей в спортивную ходьбу стараются применять тесты характеризующие уровень развития силы, быстроты, выносливости, скоростно-силовых качеств. Однако исследования показывают, что специфика выполняемой работы в спортивной ходьбе накладывает свой отпечаток и требует проявления выносливости и тестовой программы направленной на ее контроль.
Известно, что одноразовые контрольные испытания в подавляющем большинстве случаев говорят лишь о сегодняшней готовности кандидата выполнить предложенный ему набор тестов и очень мало говорят о его перспективных возможностях. А потенциальный спортивный результат спортсмена зависит не столько от первоначального (исходного) уровня развития физических качеств, сколько от темпов прироста этих качеств в процессе специальной тренировки. Именно темпы прироста, по мнению многих специалистов, свидетельствуют о способности или неспособности человека к обучению и тренировке в том или ином виде деятельности (79,130,131).
Для разработки критериев перспективности юных спортсменов в спортивной ходьбе необходимо было выявить прогностическую значимость отдельных физических качеств.
С этой целью был проведен анализ взаимосвязи результатов юных спортсменов в различных тестах на этапе начальной подготовки.
В специальном полуторогодовалом исследовании мы следили за динамикой физической подготовленности 30 мальчиков 10-11,5 лет. Измерения проводились четыре раза через каждые полгода (табл. 11).
В ходе исследований было установлено, что физическая подготовленность юных спортсменов развивалась неравномерно и уровень физических качеств в наибольшей мере возрастает в первые полтора года тренировок, о чем свидетельствуют дальнейшие исследования. В тренировочном процессе преобладала работа направленная на развитие выносливости с элементами обучения спортивной ходьбе.
Все результаты тестирования были обсчитаны по критерию Стьюдента. Так, между исходными данными и вторым этапом обследования — через полгода из тринадцати олько по трем были обнаружены недостоверные различия. Через год тренировок по всем тестам были обнаружены достоверные различия. Через полтора года также были обнаружены достоверные различия (табл.12).
Для выявления прогностической значимости отдельных физических качеств мы продолжили исследования до 4-х лет с теми же детьми в количестве 26 человек.
Для разработки критериев оценки спортивных способностей юных скороходов был проведен анализ взаимосвязи результатов теста по отношению к бегу на 600 м через 4 года.
Из первоначального количества тестов (13) осталось только шесть на уровне г=0,555-0,624 в исходном тестировании. На последующих этапах тестирования теснота взаимосвязи закономерно возрастала во всех шести тестах. Самая сильная корреляция была отмечена через год занятий г=0,736-0,826, а через 1,5 года — г=0,836-0,923.
На основе результатов проведенного исследования была разработана тестовая модель для отбора детей в группы по спортивной ходьбе на этапе начальной подготовки (табл.13). Данные таблицы позволяют оценить уровень физической подготовленности в процессе занятий детей по исходным данным, через полгода, через 1 год и через 1,5 года.
Аналогичная работа была проведена в учебно-тренировочных группах где также были определены критерии оценки спортивных способностей юных скороходов.
В исследовании участвовали 20 спортсменов занимающихся спортивной ходьбой в возрасте 12 лет. Тестирование проходило в три этапа, измерялся уровень физической подготовленности в исходном состоянии, через год занятий и через 2 года занятий.
Как отмечалось выше, темпы роста физических качеств значительно увеличиваются в первые полтора года занятий, однако, продолжая заниматься дальше в учебно-тренировочных группах этот рост бурно продолжается.
Исходя из предыдущих исследований была выбрана тестовая программа прошедшая обоснование на надежность и информативность (табл. 14). Через год занятий, по отношению к исходному уровню, произошли достоверные различия (р 0,01), и самые значительные достоверные различия (р 0,01) обнаружены через 2 года занятий по всем тестам и контрольным упражнениям.
Это еще раз подчеркивает, что при правильно организованном учебно-тренировочном процессе в этом возрасте происходит бурный рост организма спортсмена и значительный прирост физических качеств.