Тестирование физической работоспособности

Содержание:

Кривые ЧСС бегуна при выполнении различных тренировок

График 57. Экстенсивный аэробный бег. Обычная/средняя интенсивность. Большая продолжительность L 1,5-2,5.

График 57. Экстенсивный аэробный бег. Обычная/средняя интенсивность. Сверхбольшая продолжительность L 1-2.

График 58. Восстановительная тренировка (бег трусцой). Низкая интенсивность. Небольшая продолжительность. L 0,5-1,5.

График 59. Интенсивная тренировка. Тестовый бег. Высокая интенсивность. Большая/средняя продолжительность L 2,5-3,5.

График 60. Переменная тренировка. Высокая интенсивность. Небольшая/средняя продолжительность. L 2,5-5.

График 61. Переменная тренировка. Переменная интенсивность (может варьироваться от низкой до очень высокой, от восстановительной до анаэробной). L 0.5-L10.

График 62. Экстенсивные средние/длинные интервалы. Интенсивность от средней до высокой, 1-5 мин. L3-L4,5 с недовосстановлением.

График 63. Экстенсивные длинные интервалы. Интенсивность от средней до высокой, 5-15 мин. L3-L3.5 с недовосстановлением.

График 64. Интенсивные интервалы. Высокая интенсивность. Короткая продолжительность (1-15 мин). L3-L7 с неполным восстановлением.

График 65. Повторная тренировка, экстенсивная. Интенсивность от средней до высокой. Большая продолжительность ускорений (5-15 мин). L2.5-L4 с неполным восстановлением.

График 66. Повторная тренировка, интенсивная. Высокая интенсивность. Средняя продолжительность ускорений (3-5 мин). L3-L5 с недовосстановлением.

График 67. Тестовый бег или гонка. Продолжительность: средняя/большая. Дистанция: полумарафон. Высокая интенсивность. L3.5-L5. Интенсивность постоянно находится около точки отклонения.

График 68. Гонка, 50-60 мин (бег на 15 км, 50-60 мин), интенсивность постоянно находится на уровне или выше точки отклонения L4-L6.

График 69. Гонка, 30-40 минут (бег на 10 км) интенсивность постоянно находится выше точки отклонения (5-10% аэробной энергии) L4-L6.

График 70. Гонка, 15-20 минут (5 км) интенсивность постоянно выше точки отклонения (5-10% аэробной энергии) L4-L10.

График 71. Гонка, 10 мин (3 км), интенсивность постоянно выше точки отклонения (5-10% аэробной энергии) L4-L10.

График 72. Гонка, 1,-2 часа (25-30 км), интенсивность чуть ниже точки отклонения L3-L4.

График 73. Марафон, 2,5-3,5 часа, интенсивностьниже или чуть ниже точки отклонения L2- L3.

Тест Конкони с применением звуковых сигналов

Чтобы пробегать 200-метровый отрезок ровно на 2 с быстрее предыдущего, необходимо долго практиковаться. Для упрощения этой задачи часто используют звуковые сигналы.

Инструменты для выполнения теста Конкони с применением звуковых сигналов

  • Беговая дорожка с хорошо заметными метками через каждые 20 м.
  • Таблица, показывающая к какому времени должна быть пройдена каждая 20-метровая отметка (см. таблицу 3.1).
  • Плеер с наушниками.
  • Сумка с клипсом для закрепления плеера на одежде.
  • Запись сигналов, оповещающими о том, когда необходимо преодолеть очередную отметку.
  • Монитор сердечного ритма с функцией памяти.
  • Таблица для занесения данных ЧСС.

Спортсмен тщательно разминается в течение 15-20 мин, после чего начинается тест на 400-метровой дорожке. Начальный темп — низкий, но скорость увеличивается через каждые 200 м. Каждый последующий 200-метровый отрезок пробегается на 2 с быстрее.

Спортсмен, снаряженный портативным плеером и монитором ЧСС, стартует из «Пункта А». Спортсмен бежит в том темпе, который диктуют ему наушники, до тех пор, пока не сможет добегать до отметок вовремя.

Схема 3.3. Тест Конкони с применением звуковых сигналов.

Таблица 3.1. Отсечки времени для записи звуковых сигналов.

Примечание: В начале теста каждый последующий 200-метровый отрезок пробегается на 2-3 с быстрее. Далее каждый последующий 200-метровый отрезок пробегается на 1-2 с быстрее.

Интерпретация полученных данных

График 43. Кривая, полученная в ходе тестирования спортсмена по методу Конкони. Кривая сохраняет линейность до ЧСС 190 уд/мин и скорости бега 21,1 км/ч. При более высоких скоростях кривая отклоняется вправо. Для тестируемого спортсмена ЧССоткл составляет 190 уд/мин. Его скорость на уровне точки отклонения равна 21,1 км/ч.

График 44. Сдвиг кривой скорость бега/ЧСС. После периода тренировок произошел сдвиг кривой у обоих бегунов. Когда функциональное состояние улучшается, кривая смещается вправо. Третий тест за 30 мая со спортсменом С.А. выполнялся за несколько дней до того, как ему был поставлен диагноз мононуклеоз. Кривая уже тогда показывала снижение работоспособности. Кривая Конкони отражает перетренированность, инфекционные заболевания и другие изменения функционального состояния спортсмена.

Тест Конкони удобный и простой метод. Но выполнение теста и интерпретация полученных данных иногда довольно проблематичны. В литературе немало критических замечаний по поводу теста Конкони. На кривых некоторых спортсменов ЧССоткл невидна или трудно различима.

Тест Конкони

Итальянец Франческо Конкони, профессор физиологии, разработал неинвазивный метод определения точки отклонения. Он не требует взятия образцов крови и измерения уровня лактата. Точка отклонения (ЧССоткл) — это частота сердечных сокращений (ЧСС), выше которой начинается накопление лактата. Концентрация лактата на уровне ЧССоткл около 4 ммоль/л. Нагрузка на уровне ЧССоткл может поддерживаться в течение длительно, поскольку соблюдается равновесие между выработкой и элиминацией молочной кислоты.

Между ЧССоткл и анаэробным порогом (АнП)  существует тесная взаимосвязь. Анаэробный порог — это интенсивность нагрузки, выше которого содержание лактата в крови резко возрастает. Содержание лактата на уровне анаэробного порога так же как и на уровне ЧССоткл, составляет около 4 ммоль/л.

Выполнение теста Конкони

Тест Конкони выполняется на 400-метровой легкоатлетической дорожке. Перед началом теста проводится разминка — 15-30 минут. Затем спортсмен выполняет непрерывный бег с постепенным увеличением скорости бега через каждые 200 м. На каждом 200-метровом отрезке скорость держится постоянной. Нетренированным людям рекомендуется пробегать первые 200 м за 70 секунд, а хорошо подготовленным спортсменам — за 60 секунд. Каждый следующий 200-метровый отрезок преодолевается на 2 секунды быстрее предыдущего. В конце каждого 200-метрового отрезка фиксируются ЧСС и время. Тест продолжается, пока спортсмен не сможет больше увеличить скорость (График 40).

Для выполнения теста спортсмену требуется помощник. Тест начинается с «Пункта 1». Спортсмен бежит с постоянной скоростью до «Пункта 2», фиксирует свою ЧСС и сразу же увеличивает скорость бега, которую поддерживает следующие 200 м. По возвращении к «Пункту 1» спортсмен сообщает помощнику, какие показатели ЧСС были у него на первом и втором 200-метровых отрезках. Помощник засекает время и заносит данные о времени и ЧСС в протокол. При выполнении теста должно получиться от 12 до 16 записей. Общая продолжительность бега должна составить 10-12 мин, а дистанция — 2400-3200 м.

Схема 3.1. Определение точки отклонения по методу Конкони.

Инструменты, необходимые для выполнения теста

  • Монитор сердечного ритма.
  • Секундомер.
  • Таблица для занесения данных ЧСС и скорости (времени).
  • Ручка или карандаш.
  • Беговая дорожка (400 м).

Таблица для записи результатов теста и шкала для определения скорости бега. Если 200-метровый отрезок проходят за 50 секунд, то скорость будет равна 14,4 км/ч или 4 минуты 10 секунд на 1 км.

Отметка Дистанция ЧСС Время Км/ч
1 200
2 400
3 600
4 800
5 1000
6 1200
7 1400
8 1600
9 1800
10 2000
11 2200
12 2400
13 2600
14 2800
15 3000
16 3200
17 3400
18 3600

Данные теста необходимо нанести на миллиметровку в виде графика, где вертикальная ось, или ось Y, будет отображать ЧСС, а горизонтальная ось, или ось X, — скорость бега в км/ч (График 41). По кривой можно определить какая скорость и ЧСС соответствует анаэробному порогу.

После месяца тренировок можно повторить. Если аэробные способности улучшились, кривая сдвинется вправо. Если аэробные способности снизились, кривая сдвинется влево (График 42).

Тест Конкони имеет смысл проводить только при условии полного восстановления и хорошего самочувствия спортсмена. Спортсмен должен быть способен поддерживать бег в течение 45 мин.

Методы определения пороговой скорости и ЧССоткл у бегунов

Определение пороговой скорости, исходя из времени бега на 5 и 10 километров

Скорость бега на уровне ЧССоткл (анаэробного порога) называется пороговой скоростью или скоростью V4. Латинская буква «V» обозначает слово «velocity», что в переводе с английского — скорость, а цифра «4» обозначает уровень лактата 4 ммоль/л. Интенсивность бега на дистанциях от 100 м до марафонской зависит от пороговой скорости V4.

График 49. Зависимость между интенсивностью бега и дистанцией соревнований. Скорость V4 соответствует 100%. ЧСС, соответствующая скорости V4, является ЧССоткл. Например, дистанция 5000 м преодолевается спортсменами с интенсивностью 109,3%, а марафон — с интенсивностью 94,3%.


Таким образом, пороговую скорость можно установить, беря за основу показатели времени спортсмена на 5- и 10-километровой дистанциях (таблица 3.2). Например, если результат спортсмена на дистанции 5000 м составляет 18:30, то его пороговая скорость равна 4 мин/км, или 15 км/ч.

Зная свою пороговую скорость, спортсмен может высчитать оптимальное время прохождения различных дистанций, применяя процентные соотношения из графика 49. Например, спортсмен установил, что его пороговая скорость составляет 16 км/ч. Следовательно, он сможет пробежать 1 км за 3:45. Марафон спортсмен может бежать с оптимальной скоростью 94% от V4, что составляет 15 км/ч или 1 км за 4:00. Таким образом, оптимальное время спортсмена на марафоне составит 2:48:00. Полумарафон спортсмен может бежать со скоростью 98,4% от V4 (15,7 км/ч), а значит, он может преодолеть его за 1:20:00.

Таблица 3.2. Скорость V4 в зависимости от результатов на дистанциях 5 и 10 км.

Тест с повышением нагрузки

ЧССоткл в тесте с повышением нагрузки через каждые 10 мин

График 46. После 10-минутной разминки, спортсмен должен бежать или ехать на велосипеде в постоянном темпе в течение 10 мин, поддерживая пульс 140 уд/мин. Следующие 10 мин бежать или ехать с пульсом 150 уд/мин, затем 10 мин — с пульсом 160 уд/мин, а потом еще 10 мин — с пульсом 170 уд/мин. ЧСС, при которой выполнение нагрузки станет невозможным или возможным ценою невероятных усилий, будет примерно на 5 ударов превышать ЧССоткл. ЧССоткл будет равна ЧСС последнего 10-минутного отрезка минус 5 ударов. Для выполнения этого теста можно использовать велоэргометр.

ЧССоткл определяют, увеличивая скорость езды на велосипеде через каждые 10 км

График 47. Велосипедист проезжает 4 круга по 10 км. Первый круг преодолевается при пульсе 145 уд/мин, второй — при пульсе 155 уд/мин, третий — при пульсе 165 уд/мин, а последний — при пульсе, равном ЧССоткл. Скорость передвижения и ЧСС преобразуются в кривую, которая укажет на ЧССоткл и на текущее функциональное состояние спортсмена. Спортсмену следует повторять этот тест каждые несколько недель, чтобы отслеживать изменения в своем функциональном состоянии.

Занятие 5. Оценка физическойработоспособности по данным теста РWС170 и непрямого определения МПК Д. Н. Давиденко

  Вводные замечания. С помощью теста PWC    (PhysicalWorkingCapacity— физическая работоспособность) определяется мощность физической нагрузки (выраженная в кгм/мпн или Вт), после выполнения которой частота сердечных сокращений устанавливается на уровне 170 уд./мин. Чем выше мощность выполняемой работы, тем лучше уровень функционирования кардиореспираторной системы. Выбор именно такой частоты продиктован двумя обстоятельствами. Во-первых, зона адекватного функционирования кардиореспираторной системы с физиологической точки зрения ограничивается диапазоном частот от 100-110 до 170-180 уд./мин. Следовательно, благодаря данному тесту можно установить ту интенсивность физической нагрузки, которая «выводит» деятельность сердечно-сосудистой системы, а вместе с ней и всей кардиореспираторной системы в область оптимального функционирования. Во-вторых, взаимосвязь ЧСС и мощности выполняемой физической нагрузки у большинства здоровых людей имеет линейный характер, который сохраняется до пульса, равного 170 уд./мин. При более высокой частоте пульса подобная зависимость нарушается.

И хотя оценка PWC170 восновном используется при исследованиях спортсменов, этот показатель можно считать адекватным тестом, позволяющим создать «паспорт здоровья» для самых разных людей. Более того, по этому показателю можно достаточно легко определить уровень максимального потребления кислорода (МПК), который, по современным представлениям, может считаться интегральным показателем здоровья.

Цель занятия. Овладеть методикой оценки физической работоспособности и максимального потребления кислорода.

Оснащение. Секундомер, ступеньки.

Порядок работы. Методика самого простого определения PWC|70такова. У испытуемого, сидящего в удобной позе, после нескольких минут отдыха определяется частота сердечных сокращений за минуту (ЧСС(). Затем он в течение 2 мин совершает восхождение на ступеньку для степ-теста. Темп восхождения постоянный и равняется 25 циклам/мин (каждый цикл состоит из 4 шагов, и заданный метрономом темп равен 100 уд./мин). Сразу после окончания действия испытуемый садится, и у него подсчитывается число сердечных сокращений за первые 10 с восстановления. Полученная величина умножается на 6, и тем самым определяется частота пульса после нагрузки (ЧСС2).

Мощность произведенной работы рассчитывается по формуле:

W = h? m? n? k,

где h— высота ступеньки (м), п — число подъемов (1 мин), т — масса тела (кг), k— коэффициент, учитывающий работу, затрачиваемую на спуск со ступеньки, и равный в среднем 1,3. Расчет PWC170производится по формуле:

PWC170 = W ? (170 – ЧСС1) / (ЧСС2  — ЧСС1 ),

где W— мощность выполненной работы, ЧCC1— частота пульса в состоянии покоя за 1 мин, ЧСС2 — частота пульса за минуту сразу после работы.

Приведем конкретный пример.

Высота ступеньки — 50 см, ЧСС1 — 80 уд./мин, ЧСС 2 — 160 уд./мин.,

W = 0,5 ? 25 ? 45 ? 1,3 — 731,25 кгм/мин,

PWC170 — 731,25  ? 90 / 80 = 822,6 кгм/мин.

Используя данные PWC170 можно определить уровень максимального потребления кислорода (МПК). Для этого пользуются следующим уравнением:

МПК  мл/мин    = 2,2 ? PWC170 + 1070.

В приведенном выше примере МПК испытуемого равен 2880 мл/мин ? 2,9 л/мин.

Полученные величины МПК можно сравнить с должными величинами (ДМПК), установленными для людей, не занимающихся систематически физическими упражнениями и спортом. ДМПК  мл/ мин/ кг  для мужчин равен 52 – 1/4 возраста, для женщин — 44 — ‘/5 возраста.

В нашем примере ДМПК испытуемого = 52 — 3,5 = 48,5 мл/мин/кг, а фактический уровень МПК, определенный на основе теста PWC170 равен 2880 : 45 ? 60 мл/мин/кг, т. е. он выше должных величин примерно на 24%, что свидетельствует о достаточно высоком уровне функционирования кардиореспираторной системы.

Контрольные вопросы

  1. Каким образом измеряется физическая работоспособность с помощью теста PWC170?
  2. Как можно по данным PWC170рассчитать максимальное потребление кислорода?

предыдущая
к содержанию
следующая

Горный тест для велосипедистов-шоссейников

Велогонщики делятся на «горняков» и «равнинников». Велосипедист может самостоятельно оценить свои горные способности. Для выполнения горного теста необходимо выбрать равномерный непрерывный подъем, на преодоление которого требуется 30-45 мин. Велосипедист должен ехать в этот подъем с максимально возможной скоростью. Разница высот, преодолеваемая спортсменом за определенный промежуток времени экстраполируется в разницу высот в час, которая и будет являться показателем его горных способностей.

Данный тест дает информацию о горных качествах велосипедиста, указывает на его функциональное состояние и ЧССоткл. Регулярное выполнение теста, в приблизительно одинаковых условиях, позволяет оценивать изменения в горных способностях и функциональном состоянии спортсмена.

Горные способности велосипедистов можно сравнивать друг с другом.

Лучшими горными качествами обладает итальянский велосипедист Марко Пантани, который на склоне Альп д’Уэ показал разницу высот 1850 м за час. Восхождение на Альп д’Уэ начинается с высоты 600 м над уровнем моря, а заканчивается на высоте 1850 м. Таким образом, чистая разница высот, преодоленная Пантани, составляет 1250 м. На преодоление этой высоты у Пантани ушло 40,5 мин.

График 48. показана динамика ЧСС трех велосипедистов во время контрольной тренировки в гору.

Найдено научных статей по теме — 15

Физическая работоспособность пожилых лиц

Власова Ирина Андреевна

В настоящей статье представлены результаты исследования функционального состояния и физической работоспособности людей старшего поколения, занимающихся оздоровительными тренировками.

Эволюция физической работоспособности в подростковом периоде

Орджоникидзе З.Г., Павлов В.И., Цветкова Е.М.

Обследованы 69 спортсменов в возрасте от 14 до 20 лет, профессионально занимающихся футболом. Игрокам проводили максимальное нагрузочное тестирование со стандартным ступенчатым протоко> лом нагрузки.

Факторная структура физической работоспособности детей 7-8 лет

Криволапчук Игорь Альперович, Чернова М.Б., Полянская Н.В.

Настоящее исследование посвящено комплексному изучению физической работоспособности здоровых школьников 7-8 лет (n = 159) во всем диапазоне доступных нагрузок.

Ремоделирование сердца и физическая работоспособность спортсменов

Ронжина Ольга Александровна, Фомина Наталья Викторовна

Цель: изучить особенности эхокардиографии и велоэргометрии у спортсменов-тяжелоатлетов.

Характеристика умственной и физической работоспособности студентов

Гончарук С.В., Бочарова В.И.

Данное исследование обусловлено необходимостью повышения академической успеваемости студентов, повышения качества высшего профессионального образования, активного восстановления умственной и физической работоспособности, укреплени

Повышение физической работоспособности квалифицированных биатлонистов

Тупиев И. Д., Латухов С. В., Дороднов А. Г., Мусин З. Х.

Целью работы было исследовать изменения показателей физической работоспособности квалифицированных биатлонистов в результате применения специального аэробно-силового упражнения, выполняемого на пороге анаэробного обмена.

Гипоксический стимул в повышении физической работоспособности спортсменов

Тимушкин Александр Владимирович

Показаны возможности гипоксической тренировки спортсменов в условиях равнины, заключающейся в дыхании газовой смесью с обедненным содержанием кислорода и одновременном выполнении велоэргометрической нагрузки.

Оценка показателей умственной и физической работоспособности детей 11-12 лет

Белозерова Л.М., Соломатина Н.В.

Estimation of mental and physical capacity for work among children aged 11-12 was given. Test-program of mental capacity for work was suggested by L.M. Belozerova (1993).

Влияние высокой внешней температуры на физическую работоспособность спортсмена

Аталиев Я.А., Овезгельдыева Г.О., Григорьян А.Г., Кулиева А.М.

Активный выход спортсменов Туркменистана на арену мирового спорта вызвал необходимость научного подхода к их подготовке.

Оценка психофункционального состояния и физической работоспособности студентов

Яковлева В.Н.

В статье исследуется влияние различных форм занятий физической культуры на психофункциональное состояние и физическую работоспособность студентов.

Влияние полисахарида ирги обыкновенной на физическую работоспособность животных

Лаксаева Е. А., Сычев И. А.

Полисахарид ВРПК (водорастворимый полисахаридный комплекс) полученный из зеленых плодов ирги обыкновенной повышает физическую работоспособность, способствует нарастанию мышечной массы экспериментальных животных, увеличивает количе

Фармакокоррекция физической работоспособности растительным средством «Кардекаим»

Шантанова Лариса Николаевна, Алексеева Эльвира Алексеевна, Осадчук Людмила Владимировна

Целью настоящего исследования явилось определение влияния комплексного растительного средства «кардекаим» на показатели физической выносливости.

Сезонная динамика показателей физической работоспособности лабораторных животных

Шустов Е.Б., Фокин Ю.В., Капанадзе Г.Д., Берзин И.А., Станкова Н.В., Алимкина О.В., Матвеенко Е.Л., Петрова Н.В.

Исследование выполнено как ретроспективный анализ результатов ранее выполненных исследований по доклиническому изучению новых химических соединений, перспективных в качестве средств повышения работоспособности.

Влияние уроков физического воспитания на умственную работоспособность школьников

Вербенко М. Н., Калиниченко И. А.

. В статье представленные результаты оценки влияния урока физического воспитания разной интенсивности в общеобразовательных учебных заведениях на умственную работоспособность школьников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector