Бос-ээг-терапия (метод биологической обратной связи)
Содержание:
- Система психологического тестирования Vienna (пр-во Германия)
- В какой структуре белка появляются водородные связи?
- Условия приема, сроки обучения, стоимость
- Что такое водородные связи?
- ОЧЕНЬ ВАЖНО ПОНИМАТЬ:
- Историко-научный аспект
- Комплектация
- Процедура БОС-терапии происходит в два этапа:
- БОС-тренинг по управлению стрессом (биологическая обратная связь)
- Метод БОС-терапии.
- Существуют такие виды БОС:
- Что такое биологическая обратная связь
- 16 октября 2018 года на факультете Психологии МГУ начнутся занятия по программе «Технологии биоуправления в психологической практике», или коротко — БОС-терапия!
- Возможности ПО
- Психосоматические расстройства и неврозы
- Характеристика психотерпии с биологической обратной связью
- Признаки экзаменационного стресса:
Система психологического тестирования Vienna (пр-во Германия)
Предназначена для проведения компьютерной психологической диагностики и представляет собой набор адаптивных и мультимедийных тестов, созданных на базе инновационных технологий с учетом современных теоретических основ тестирования. Использование современных технологий гарантирует максимальную объективность, высокую эффективность и защиту от ошибок в расчетах. Соответствует стандартам мирового уровня.
Исследуемые параметры
когнитивные функции (восприятие, внимание, память, пространственные представления, способность к сосредоточению)
специальные когнитивные способности (скорость реакции, планирование времени, антиципация движения, реакционное поведение в условиях стресса, поле зрения, мелкая моторика и т.д.)
личностные характеристики (личностные качества, мотивация достижения, склонность к риску, стрессоустйчивость и т.д.)
Области применения
|
|
В какой структуре белка появляются водородные связи?
Водородные связи укрепляют белки и нуклеиновые кислоты во вторичной и третичной структурах. Они позволяют макромолекулам принимать определенную форму. Биологическое значение водородной связи заключается в образовании спиральных структур нуклеиновой кислоты ДНК, которая обеспечивается попарным расположением нуклеотидов.
В белках есть два варианта образования связей между:
- пептидными группами;
- боковыми радикалами полярных аминокислот.
Водородные связи формируются с помощью ван-дер-ваальсовых сил разноименных полюсов диполя. Первичная структура белков образуется с помощью пептидных связей. Пространственная структура основывается на водородных и ионных связях, ван-дер-ваальсовых силах, гидрофобных взаимодействиях. Водородные связи пептидных групп образуют вторичную структуру белков. Формирование третичной и четвертичной структур осуществляется водородными связями, образующимися между радикалами полярных аминокислот, ионными взаимодействиями, ван-дер-ваальсовыми силами, гидрофобными взаимодействиями.
Условия приема, сроки обучения, стоимость
Прием проводится по результатам собеседования. Собеседование происходит по адресу: ул. Моховая, д. 11, стр.1, 2 этаж, комната 2.10. Предварительная запись на собеседование по телефонам: 8-903-749-89-21, 8-906-035-57-85, contact@bio-fb.ru.
Срок обучения 3 месяца. Обучение будет проходить в вечернее время с 18-30 до 21-40 по вторникам и четвергам, начиная с 16 октября 2018 года. Запись идет до конца октября.
Стоимость программы в 20018/2019 году составляет 100 000 рублей.
По окончании обучения выдается удостоверение о повышении квалификации в МГУ по программе «Технологии биоуправления: диагностика, реабилитация и коррекция функциональных расстройств, психологических и психосоматических нарушений»
Звоните, пишите, спрашивайте, приходите к нам, добро пожаловать!
Понравился пост? Поставь свой Лайк!
и в вашем почтовом ящике
Что такое водородные связи?
Водородная связь – связь, которая формируется между водородом и молекулами с сильнополярными связями (H-F, H-O, H-N). Она обеспечивает дополнительные межмолекулярные силы притяжения и увеличивает устойчивость вещества. Обозначается точками: Н ··· O.
Создание водородной связи отличается от других связей. Она формируется одновременно по обменному и донорно-акцепторному механизму. Роль донора играет электроотрицательный элемент, а акцептора – водород. Чем выше электроотрицательность, тем больше устойчивость вещества.
Водородная связь свойственна для многих веществ:
- плавиковая кислота;
- вода;
- аммиачный раствор;
- органические соединения с группировками О-Н и N-H.
Образованием водородных связей можно объяснить изменение свойств веществ. Например, она повышает температуру кипения и плавления.
ОЧЕНЬ ВАЖНО ПОНИМАТЬ:
- Без помощи в том числе близких и родных справиться с последствиями психотравмы будет очень сложно!
- Наибольший успех возможен только при вашем сознательном, активном участии в процессе вашей же реабилитации!
БОС-терапия строго индивидуальна, дозирована и контролируется БОС-терапевтом в ходе каждого сеанса на протяжении всего лечебно-коррекционного курса.
Электроэнцефалограф-регистратор «Энцефалан-ЭЭГР-19/26»
- мультипараметрическая (от 10 и более) регистрация показателей, позволяющая создавать и использовать более эффективные сценарии БОС-процедур в спорте, образовании и науке, для спецподготовки и реабилитации
- обеспечение профессионального нейрофизиологического сопровождения с помощью основного ПМО ЭЭГ- исследований «Энцефалан-ЭЭГР» и дополнительного ПМО
- дифференциальная диагностика эпилепсии
- психофизиологические исследования
- нейромаркетинговые исследования
Наши специалисты прошли профессиональную подготовку в МГУ им. М.В. Ломоносова: факультет психологии, кафедра психофизиологии и кафедра социальной психологии по направлению «Практическая психофизиология», имеют официальные свидетельства и разрешения на ведение профессиональной деятельности в качестве специалистов по БОС-терапии, выданные МГУ им. М.В. Ломоносова, право на ведение профессиональной деятельности в сфере проведения психофизиологических исследований, а также высшее психологическое и специальное медицинское образование: диплом о профессиональной подготовке по специальности «медицинский массаж» и «медицинский массаж в педиатрии» с правом ведения профессиональной деятельности.
Историко-научный аспект
Наибольший вклад в его развитие внесли:
- исследования Miller N.E., DiCara L.V.(1968) по выработке у животных висцеральных условных рефлексов оперантного типа;
- открытие Kamiya J.(1968) способности испытуемых произвольно изменять параметры своей электроэнцефалограммы (ЭЭГ) при наличии обратной связи с информацией об их текущих значениях.
Следует отметить, что российский опыт в области биоуправления прошел успешные испытания в США, Испании, Израиле и Швейцарии, а вот в России он пока является чем-то экзотическим. Тем не менее, и у нас в стране уже имеются убедительные доказательства высокой эффективности метода БОС при лечении различных заболеваний (и в этом списке такие тяжелые недуги, как гипертоническая болезнь, синдром Рейно, мигрень, язвенная болезнь, алкоголизм и наркомания).
Самым важным достоинством метода биологического самоуправления является то, что в нем пациент из пассивного объекта врачебного вмешательства превращается в активный субъект, который сам определяет свое выздоровление.
Комплектация
1. Аппаратный блок, позволяющий регистрировать четыре канала ЭЭГ, два канала ЭМГ и один канал ЭКГ (1 шт.)
2. Кабель USB (1 шт.)
3. Отводящий провод для ЭМГ электродов (3 шт.)
4. Адаптеры для одноразовых ЭМГ электродов (8 шт.)
5. Объединенный провод для ЭЭГ электродов (2 шт.)
6. ЭЭГ электроды (5 шт.)
7. Ушные адаптеры с электродами (2 шт.)
8. Лента, фиксирующая ЭЭГ электроды (3 шт.)
9. Провод для общего ЭЭГ или ЭМГ электродов (2 шт.)
10. Общий электрод («земляной») с лентой (2 шт.)
11. Отводящий провод для КИГ электродов (2 шт.)
12. Кардиоинтервалографические электроды для конечностей (прищепки) (4 шт.)
13. Упаковка одноразовых электродов (50 шт.)
14. Гель электродный (1 шт.)
15. Шприц с иглой для введения геля под ЭЭГ электроды (1 шт.)
16. Специализированная подставка под прибор (1 шт.)
17. Флеш накопитель памяти с программным обеспечением (1 шт.)
18. Эксплуатационная документация (1 компл.)
Процедура БОС-терапии происходит в два этапа:
- Вводная — диагностическая и обучающая часть, во время которой происходит беседа БОС-терапевта с вами, включающая в себя анализ его личностных особенностей и психологических проблем. БОС-терапевт объясняет роль психологического фактора в развитии невротической и психосоматической патологии, а также демонстрирует вам взаимозависимости (взаимосвязь) мыслей, образов, чувств и физиологических реакций при помощи специального аппаратно-программного комплекса и возможностей их волевого контроля методом биологической обратной связи.
- Основная часть БОС-терапии (выработка навыка) проводится с вами уже непосредственно в специальном кресле перед монитором с биопараметрическими датчиками, прикрепленными на различные ваши участки тела и головы и фиксирующими определенные физиологические параметры. На монитор выводятся зрительные образы, соответствующие физиологическим процессам организма. Величине физиологического параметра соответствует, к примеру, величина круга или линии на мониторе. Получив необходимые инструкции, вы в ходе сеанса БОС-терапии обучаетесь изменять данный физиологический показатель в нужном направлении, например, повышать кожную температуру заданного участка тела, добиваясь увеличения круга или линии на экране монитора. На этом этапе БОС-терапевт проводит сеансы терапии и тренингов для коррекции выбранной физиологической функции, постепенно увеличивая динамику и добавляя сложность. Одновременно с этим фиксируются промежуточные результаты. Вы можете наблюдать обратную связь о ходе терапии в наглядном виде на мониторе, который постоянно расположен перед вами.
БОС-тренинг по управлению стрессом (биологическая обратная связь)
В эпоху экономической нестабильности и высокой конкуренции в бизнесе факторов, влияющих на психическое напряжение на рабочем месте очень много. Деятельность в бизнесе связана с большими психологическими нагрузками. Приходится ежедневно приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям труда и рабочим ситуациям, ускоренному темпу, напряжённому, а порой и ненормированному графику работы, бесконечным дедлайнам, что приводит к постоянному профессиональному стрессу, эмоциональному выгоранию и различным заболеваниям.
В некоторых профессиях результат труда напрямую зависит от внутреннего состояния сотрудников: стрессоустойчивости, выдержки, умения быстро принимать решения (подчас интуитивно), а также умения восстанавливаться и качественно отдыхать. Цена ошибки для людей таких профессий чрезвычайно высока. Необходимость быстро принимать решения, от которых могут зависеть в том числе и жизни людей, работа в нестандартных условиях с ненормированным режимом работы и дефицитом времени являются спецификой работы во многих отраслях.
Все это оказывает отрицательное влияние на концентрацию внимания и быстроту принятия ответственных решений. К этому добавляется и психологический климат в коллективе, от которого целиком и полностью зависит и психологическое состояние всех без исключения сотрудников. В коллективе, в котором межличностные отношения находятся в напряженном состоянии, не редки случаи возникновения конфликтов и недоразумений. Это может вызвать нарастание внутреннего напряжения и быть причиной сильного стресса.
Ухудшение самочувствия, связанное с конфликтами на работе приводит к развитию серьезных эмоциональных расстройств.
Существует множество причин, по которым у человека возникает сильный стресс на рабочем месте. Чаще всего это боязнь быть уволенным, допустить ошибку при выполнении ответственной работы, страх быть непонятым и боязнь не справиться с работой, перегрузка, тяжёлый график, физические условия, а также отношения с коллегами и особенно с руководством.
Метод БОС-терапии.
Метод БОС-терапии и использует нейропластичность для достижения абсолютно сбалансированной, осознанно регулируемой человеком мозговой деятельности. Физиологическая основа этого метода – исключительная пластичность головного мозга, процедурная основа – условнорефлекторное обучение или обуславливание. Применение этих уникальных методов дает замечательные результаты как при лечении многих хронических болезней, клинических синдромов и симптомов, так и при работе с практически здоровыми людьми, для уменьшения уровня тревожности, стресса, фобий и страхов и т.д.
Мозг сохраняет пластичность на протяжении всей жизни, но именно в раннем возрасте она максимальна.
Структура головного мозга в большей степени формируется в первые годы жизни, чем в любой другой период. Сегодня мы знаем, что подростковый возраст является столь же значительным периодом для реорганизации структуры головного мозга и нейропластичности. Нейропластичность головного мозга повышается в подростковый период и сохраняется на этом относительно высоком уровне до наступления уже зрелого возраста. Головной мозг взрослого человека, безусловно, не так способен к изменениям, как мозг подростка, но меньшая способность мозга к нейропластичности не означает полное отсутствие таковой!
В подростковом возрасте головной мозг отличается особенной чувствительностью к воздействию окружающей среды. В этот период ребенок интенсивно и легко обучается. Для развивающегося головного мозга приобретение знаний и навыков является основным и совершенно естественным процессом.
Исходя из вышеизложенного можно сделать однозначный вывод, что БОС-терапия наиболее эффективна в детском возрасте. Ее суть заключается в обучении мозга новым способам работы, позволяющим реагировать на предлагаемые ситуации непривычным, но желательным для ребенка или подростка образом.
Существуют такие виды БОС:
1. Базирующейся на показателях сопротивления кожи (электрического), напрямую зависящих от психического состояния человека. На руку пациента надеваются сенсоры. В наушниках слышно повышение и понижение тона звука – в расслабленном состоянии человека он выше, в напряженном – выше.
2. Основанной на измерении мышечного напряжения. На голову надевается повязка с сенсорами по окружности, а также наушники с интерфейсом. При расслаблении мышц лба, что способствует снижению напряжения жевательной мускулатуры, головной боли и релаксации шейно-плечевого отдела, происходит понижение тона.
3. Полагающейся на показателях биоэлектрической активности мозга, помогающей сосредоточению, обучению, быстрому расслаблению, улучшающей сон. На голову устанавливают электроды, а результаты отражаются на экране в виде волнистых линий. Если они регулярны, то человек сфокусирован, а в случае их расхождения – расслаблен.
4. Основанной на фиксировании температуры кожи – для этого на нее помещают датчики температуры. Теплая кожа – свидетельство релаксации, а при высоком уровне стресса она холодная. Это происходит благодаря циркуляции крови в подкожном слое.
5. Базирующейся на вариабельности сердечного ритма. Данное измерение демонстрирует отклик сердца на изменения ментального, эмоционального и физического состояния. Сенсор, надетый на палец, передает на монитор волновой сигнал.
Что такое биологическая обратная связь
Эмоции и тело неразделимы. Любые чувства неизбежно сопровождаются соматической реакцией:
- при гневе у человека напрягаются мышцы, сужаются зрачки, а дыхание становится поверхностным и частым;
- ощущение счастья или удовольствия вызывает другую реакцию: зрачки расширяются, дыхание становится глубоким, мышцы расслабляются.
Связь между чувствами и реакцией тела бывает и обратной: приняв позу, характерную для той или иной эмоции, человек ее ощущает.
Это значит, что человек физически способен контролировать свое эмоциональное состояние. Однако зависимые люди не могут найти общий язык с самим собой: рефлексировать ощущения, распознавать эмоции, управлять чувствами.
Датчики, расположенные на теле, направляют сигнал в компьютер, данные визуализируются в понятной пациенту форме. Человек может отслеживать реакции мозга и тела на разные мысли и эмоции, а также менять их.
Методика применяется также при:
- реабилитации после инсульта, менингита и травм головы;
- пограничных расстройствах (депрессии, тревоге);
- заикании, тиках и др.
В наркологии нейрофидбек используется в период восстановления наряду с психотерапией. БОС включается в восстановительные программы современных наркологических клиник в России и за рубежом.
16 октября 2018 года на факультете Психологии МГУ начнутся занятия по программе «Технологии биоуправления в психологической практике», или коротко — БОС-терапия!
Спешите, психологи!
Факультет Психологии МГУ имени М.В.Ломоносова — это самое известное место в России, где профессионально обучают психологов, и единственное в стране Высшее учебное заведение, где готовят БОС-терапевтов. В Московском Государственном университете ведутся научные исследования в области психологии, устраиваются тематические выставки и проходят всероссийские и международные конференции.
История психологии сложна и неоднозначна. Существуют много подходов, концепций, школ и терапевтических направлений. Что их объединяет? Знания о душе! Современное оборудование проверяет новые идеи в этой неизведанной еще пока сфере и дает точные результаты!
Как устроен мозг человека? Какие существуют современные методы изучения мозга? Каков нынешний инструментарий психологов? Обо все этом вы узнаете на нашей программе, а главное — научитесь работать на оборудовании и пользоваться программами регистрации и анализа объективных данных человека.
Возможности ПО
1. Библиотека предустановленных курсов и тренингов для разных направлений реабилитации.
2. Демонстрация посредством изображений наиболее подходящих мест наложения электродов, для максимально эффективного тренинга.
3. Адаптация к конкретному пользователю и оценка динамики процесса.
4. Разнообразные игровые ситуации, увлекающие пользователя и делающие процесс реабилитации более наглядным и приятным.
5. Построение уникальных методик, наиболее подходящих под конкретную ситуацию и сохранение их в пользовательской библиотеке.
6. Формирование расширенного отчёта о каждом проведённом тренинге, наглядно показывающего эффективность проделанной работы.
Психосоматические расстройства и неврозы
Термин «невроз» был предложен Кулленом более 200 лет назад – в 1776 г. Несмотря на значительное число исследований, посвященных изучению неврозов, клинические критерии диагностики этих заболеваний, их границы остаются достаточно неопределенными.Е.А.Попов писал, что трудно выделить какую-то черту, свойственную именно неврозу. Критерии отграничения невроза от других заболеваний могут быть достаточно обоснованными лишь применительно к психогенным расстройствам, с одной стороны, либо к неврозоподобным нарушениям, – с другой.Согласно современным представлениям невроз – это психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, возникающее в результате нарушения особенно значимых жизненных отношений человека .Основными особенностями неврозов являются:
- психогенный характер возникновения;
- особенности личности (акцентуации характера, личностный радикал);
- отсутствие органических изменений головного мозга;
- вегетативные, соматические, эмоционально-аффективные проявления;
- наличие критики к своему состоянию и стремление к преодолению ситуации и возникшей болезненной симптоматики.
В отечественной литературе ранее обычно описывали четыре клинические формы неврозов: неврастению, истерический невроз, невроз навязчивых состояний и депрессивный невроз . В связи с переходом на МКБ-10 классификация невротических расстройств претерпела существенные изменения . Тем не менее, термин «невротические» все еще сохраняется и используется в названии большого раздела расстройств F40 – F48 «Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства»:
- F40 Тревожно-фобические расстройства
- F41 Другие тревожные расстройства
- F42 Обсессивно-компульсивное расстройство
- F43 Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации
- F44 Диссоциативные (конверсионные) расстройства
- F45 Соматоформные расстройства
- F48 Другие невротические расстройства
Понятие «психосоматика» включает в себя целый ряд содержательных феноменов, которые невозможно объяснить какой-то одной формулировкой. Здесь следует выделить два аспекта:
- психосоматическая медицина
- психосоматические заболевания
Психосоматическая медицина представляет собой современную, хотя и не новую концепцию, общую ориентировку на охрану здоровья в целом. Она учитывает комплексные сомато-психо-социальные взаимодействия при возникновении, течении и, в особенности, при терапии заболеваний.При психосоматических расстройствах различают три группы симптомов:
- конверсионные симптомы;
- функциональные синдромы (органные неврозы);
- психосоматические расстройства в более узком смысле (психосоматозы).
Конверсионные симптомы. Невротический конфликт получает вторичный соматический ответ и переработку. Симптом имеет символический характер, демонстрация симптомов может пониматься как попытка решения конфликта. Конверсионные проявления затрагивают в большей части произвольную моторику и органы чувств. Примерами являются истерические параличи, парестезии, психогенная слепота и глухота, рвота, болевые феномены.Функциональные синдромы. В этой группе находится преобладающая часть пациентов, которые приходят на прием с пестрой картиной часто неопределенных жалоб, которые могут затрагивать сердечно-сосудистую систему, желудочно-кишечный тракт, опорно-двигательный аппарат, органы дыхания или мочеполовую систему.Важнейшие проявления, сопровождающие функциональные синдромы
Соматические | Психические |
Ком в горле | Внутреннее истощение |
Парестезии (рот, язык, конечности) | Снижение сосредоточения, истощаемость |
Затруднение дыхания | Депрессивные проявления |
Ощущения в области сердца | Симптомы страха |
Отрыжка | Нарушения сна |
Характеристика психотерпии с биологической обратной связью
В психотерапии с биологической обратной связью присутствует как релаксационный, так и поведенческий компоненты. Использование биологической обратной связи для релаксации называют психорелаксационной терапией с использованием принципа биологической обратной связи или адаптивное биоуправление, БОС-метод психотерапевтического лечения, аппаратный аутотренинг.
В основе биологической обратной связи лежит наличии зависимости между вегетативными и психическими функциями. При БОС больной через датчик, преобразующее и регистрирующие устройство получает информацию о минимальных изменениях какого-либо своего физиологического показателя (мышечное напряжение, температура тела, электрическое сопротивление кожи, уровень артериального давления и многие др.), связанного с эмоциональным состоянием, и старается изменить его в заданном направлении, что позволяет ему приобрести и развить навыки направленной саморегуляции, тем самым повлиять на течение патологического процесса.
Различают два основных вида биологической обратной связи: прямая и непрямая.
«прямая» БОС осуществляется по той физиологической функции, которая нарушена при данном заболевании и является основным его проявлением (например, по уровню артериального давления при гипертонической болезни),
«непрямая» БОС по показателям, изменение которых не является специфичным для данного заболевания.
Самыми распространенной из них являются БОС по температуре и электрическому сопротивлению кожи. Связано это с тем, что они хорошо отражают уровень психоэмоционального напряжения человека. Возрастание напряжения приводит к снижению температуры и сопротивления кожи, а расслабление к повышению этих показателей.
Современные компьютерные системы автоматизации биологической обратной связи, позволяют в качестве параметра управления использовать практически любой из показателей работы организма (число сердечных сокращений, дыхательных движений, уровень артериального давления, скорость распространения пульсовой волны, электрическое сопротивление кожи, характеристики электрокардиограммы и энцефалограммы.
Существуют аппараты для регистрации одного и одновременно нескольких физиологических характеристик. Отдельные исследователи считают, что более эффективна много параметрическая БОС. Для ее проведения разработаны програмно-аппаратные комплексы на базе персонального компьютера. Существуют компьютерные программы, позволяющие обучаться саморегуляции в процессе интересной игры.
Роль аппарата в этом методе велика, но не стоит игнорировать заслуги врача. Так психотерапевт сам является важным звеном биологической обратной связи и активно влияет на ход обучения. И от его мастерства во многом зависят результаты проводимого лечения, а прибор, помимо представления информации, является вспомогательным средством установления терапевтических отношений. И именно эти отношения помогают пациенту развиться, изменить свое поведение.
На первом подготовительном этапе врач в беседе мотивирует пациента на участие в тренинге, вселяет надежду в успешность занятий, объясняет больному сущность метода, механизм его работы, дает представления о патологическом процессе, происходящем в организме и почему лечение будет эффективным в данном случае.
В процессе тренировки психотерапевт, имея информацию о пациенте от прибора и от него самого, помогает больному лучше использовать полученные данные. Врач дает советы и указания по тому, как нужно себя вести, экспериментировать, искать наилучшие пути управления своими функциями
При наличии первых минимальных результатов и даже при их отсутствии фиксирует внимание больного на его успехах. Еще больше повышается роль психотерапевта, когда пациент освоил метод в условиях кабинета и переходит к следующему этапу применения своих навыков в повседневной жизни
В этой ситуации основной упор делается на развитие у пациента активного отношения к процессу лечения, повышении ответственности за себя и свое здоровье.
Преимуществами этой терапии является сознательное активное участие пациентов в лечебном процессе, безопасность и безвредность метода, крайняя редкость побочных эффектов, однако, врачу следует быть готовым столкнуться с ними.
Признаки экзаменационного стресса:
- Бессонница.
- Головные боли.
- Проблемы с ЖКТ.
- Потеря аппетита или постоянное чувство голода.
- Нарушение менструального цикла.
- Частое мочеиспускание.
- Усиление сердцебиения.
- Проблемы с кожей.
- Раздражительность.
- Частые слезы.
- Невозможность сосредоточиться, путаница мыслей.
- Импульсивное, непредсказуемое поведение.
- Депрессия.
- Кусание ногтей.
- Кручение волос.
- Пронзительный нервный смех.
- Чрезмерное потребление лекарств.
- Притоптывание ногой или постукивание пальцем.
Конечно, экзаменационный стресс – это не болезнь, которую нужно лечить, но в такой ответственный период основная задача учителей и родителей заключается в охране нервно – психического здоровья детей.
Именно поэтому важно научить ребенка управлять стрессом, предотвращать и преодолевать его. Те школьники, кто умеет делать это правильно, менее тревожны и раздражительны, лучше противостоят не только жизненным неурядицам, но и болезням!
Хорошее управление стрессом часто означает распознавание признаков и симптомов стресса раньше, чем наступят негативные последствия..