Физическая работоспособность
Содержание:
- Введение
- Признаки и физиологическая сущность умственного утомления школьников. Стадии утомления.
- Фазы работоспособности
- Физическое качество ГИБКОСТЬ
- Методы улучшающие самочувствие и работоспособность человека: способы
- Способы повышения работоспособности
- Симптомы эмоционального выгорания
- Как справиться с утомлением
- Полезные советы
- Физическая работоспособность
- Лечение эмоционального выгорания
- Понятие работоспособности человека
- Утомление или снижение работоспособности
Введение
В системе мероприятий по созданию комфортных условий труда большое значение имеют рациональные режимы труда и отдыха, обеспечивающие высокую эффективность труда и сохранение здоровья работающих.
Несмотря на огромную роль человека в осуществлении производственного процесса, влияние его ограничивается психофизиологическими возможностями организма.
В основе исследования психофизиологических факторов, определяющих возможности организма, лежит понятие работоспособности человека — функционального свойства организма человека, необходимого для выполнения конкретной работы.
С физической точки зрения, это означает, что человеческий организм должен выдерживать определенные нагрузки — физическую, нервно-психическую и эмоциональную, повышать и сохранять на определенном уровне интенсивность физиологических процессов в двигательном аппарате, нервной системе, органах кровообращения, дыхательных органах и тем самым обеспечивать нормальное течение трудовой деятельности.
Выполнение любой работы в течение продолжительного времени сопровождается утомлением организма, проявляемым в снижении работоспособности человека.
Совершенствование организации и обслуживания рабочих мест неразрывно связано с улучшением условий труда, под которыми понимают совокупность элементов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека, развитие его личности и результаты труда.
Признаки и физиологическая сущность умственного утомления школьников. Стадии утомления.
В
первой фазе
возникает некоторое напряжение в
деятельности физиологических систем.
Устойчивое состояние может еще не
нарушиться, но поддерживать его становится
все труднее. Только современные
математические приемы обработки
результатов физиологических исследований
с помощью компьютеров позволили «увидеть»
эту фазу утомления.
Во
второй
фазе уже отчетливо видны нарушения
устойчивого состояния. При мышечной
деятельности это проявляется в
несогласованном снижении одних
показателей и повышении других. Например,
потребление кислорода может начать
снижаться, а объемная скорость дыхания
при этом возрастать. Это явный признак
снижения эффективности и разбалансировки
в деятельности вегетативных систем,
характерный для утомления. При этом
работа по-прежнему выполняется в том
же объеме, с прежней интенсивностью:
компенсаторные механизмы все еще
справляются с удержанием необходимых
функциональных свойств мышц. При
умственной работе эта фаза обычно
проявляется в увеличении числа ошибок,
т.е. опять же в снижении эффективности,
при сохранении скорости работы.
Третья
фаза
— срыв устойчивого состояния.
Разбалансиров-ка в работе вегетативных
систем быстро нарастает, их эффективность
резко падает, и вслед за этим наступает
отказ от работы («Не могу!»). Умственная
работа, не требующая столь больших
энергетических ресурсов, может при этом
и продолжаться, однако ее неэффективность
делает ее продолжение совершенно
бессмысленным.
Обучение
и воспитание детей и подростков всегда
сопряжены с умственной деятельностью,
активацией многих функциональных
систем, обеспечивающих интегративную
работу головного мозга.
Установлено,
что в возрасте 5—7 лет дети могут сохранять
активное внимание в течение 15мин,
в8-10лет-20 мин, в 11-12 лет-25 мин, в 12-15 лет —
30 мин. Учебная работа требует также
длительного сохранения вынужденной
рабочей позы, создающей значительную
нагрузку на опорно-двигательный аппарат
и мышечную систему детей. Поддержание
учащимся позы за школьной партой —
достаточно утомительная статическая
работа, сопровождающаяся нарушениями
ряда функций ЦНС и других систем
Поддержание
учащимся позы за школьной партой —
достаточно утомительная статическая
работа, сопровождающаяся нарушениями
ряда функций ЦНС и других систем.
Установлено,
что статическое напряжение во время
учебных занятий в течение 30 мин у
первоклассников приводит к нарушению
подвижности основных нервных
процессов, падению уровня насыщения
артериальной крови кислородом и снижению
работоспособности.
При
интенсивной или длительной умственной
деятельности у школьников развивается
утомление. Его биологическое значение
двойное: с одной стороны, оно является
защитной, охранительной реакцией от
чрезмерного истощения организма, а с
другой — стимулятором восстановительных
процессов и повышения его функциональных
возможностей.
О
начале утомления школьника свидетельствуют
следующие признаки:
-
снижение
продуктивности труда (увеличивается
число ошибок и неправильных ответов,
время выполнения рабочих операций); -
ослабление
внутреннего торможения (наблюдаются
двигательное беспокойство, частые
отвлечения, рассеянность внимания); -
ухудшение
регуляции физиологических функций
(нарушаются сердечный ритм и координация
движений); -
появление
чувства усталости.
Фазы работоспособности
Человек может выполнять работу, проходя через несколько фаз работоспособности. Характеристика мобилизации заключается в предстартовом состоянии. Логически рассуждая, можно отметить, что при фазе вырабатываемости могут появиться сбои, ошибки в работе. Здесь организм может реагировать на определенный размер нагрузки с большей силой, чем это нужно. Постепенно организм приспосабливается к самому оптимальному и экономному режиму выполнения конкретной работы.
Оптимальная работоспособность (или стадия компенсации) заключается в оптимальном, экономном режиме работы организма и хороших, стабильных результатах работы, максимальной производительности и эффективности труда. Во время этой стадии практически исключены несчастные случаи, возникающие только по причине объективного (экстремального) фактора или неполадок оборудования. Далее наступает стадия неустойчивости компенсации (субкомпенсации), когда организм перестраивается, а поддержание требуемого уровня работы осуществляется через ослабление менее важных функций. Высокая степень эффективности труда обеспечивается здесь уже с помощью дополнительных физиологических процессов, которые менее выгодны энергетически и функционально. Например, обеспечение необходимого кровоснабжения органов в сердечно-сосудистой системе уже осуществляется не с помощью увеличения силы сердечных сокращений, а через возрастание их частоты.
Перед завершением работы, при существовании относительно достаточного и сильного мотива к деятельности, можно наблюдать также фазу «конечного порыва».
Выходя за пределы фактической работоспособности, осуществляя работу в сложных и экстремальных условиях, человек после фазы неустойчивой компенсации переходит в своей работоспособности к стадии декомпенсации. Для нее характерно прогрессирующее снижение производительности труда, возникновение ошибок, выраженные вегетативные нарушения, включая учащенное дыхание, пульс, нарушение точности координации движений, ощущение усталости, утомление. В случае продолжения работы фаза декомпенсации довольно быстро переходит в фазу срыва (резкое уменьшение производительности, вплоть до отсутствия возможности продолжения работы, резкая неадекватность реакций организма, нарушается деятельность внутренних органов, обморок).
Таким образом, начиная со стадии субкомпенсации проявляется специфическое состояние утомляемости. Существует физиологическое и психическое утомление. Физиологическое утомление выражает воздействие на нервную систему продуктов разложения, которые освобождаются в ходе двигательно-мускульной деятельности. Психическое утомление заключается в состоянии перегруженности самой центральной нервной системы.
Замечание 1
Часто явления рассматриваемых видов утомления взаимно переплетаются, при этом психическое утомление в виде ощущения усталости, как правило, предшествует физиологическому.
Физическое качество ГИБКОСТЬ
Гибкость – это подвижность в суставах, позволяющая выполнять разнообразные движения с большой амплитудой. Гибкость — это элементарное условие качественного выполнения движений. Это свойство упругой растягиваемости телесных структур (мышечные и соединительные), определяющее пределы амплитуды движений звеньев тела. Недостаточно развитая подвижность суставов ведет за собой:
- невозможность приобрести определенные двигательные навыки;
- замедление в темпе усвоения и совершенствования двигательных способностей;
- возникновение повреждений;
- задержки в развитии силы, быстроты, выносливости и ловкости;
- ограниченность амплитуды движений;
- снижение качества управления движениями.
Характеристики гибкости
Степень подвижности в суставах определяется в первую очередь формой суставов и соответствием между сочленяющимися поверхностями. От растяжимости суставных связок, сухожилий и силы мышц, проходящих около того или иного сустава, зависит, какую амплитуду действия может использовать спортсмен. Эластичность (растяжимость) связок можно увеличить с помощью систематического упражнения. Однако ввиду того, что связочный аппарат должен выполнять защитную функцию, такое увеличение возможно только до известной степени. Гибкость спортсмена ограничивается прежде всего эластичностью мышц. Сущность этого ограничения состоит в следующем: в различных упражнениях сокращение определенных мышц сопровождается растягиванием их антагонистов. При движениях с максимальной амплитудой подвижность в суставах зависит от способности антагонистов достаточно растягиваться, причем следует помнить, что существует определенный предел их способности возвращаться в исходное положение, так что специальные упражнения при тренировке гибкости необходимо сочетать с упражнениями на силу. Силовые качества спортсмена — это важный компонент при тренировке по развитию гибкости. Часто из-за недостаточной силы мышц атлет не в состоянии достигнуть необходимой амплитуды движений. У человека различают две формы проявления гибкости:
- активная – величина амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнения, за счет собственных мышечных усилий. Показатели активной гибкости характеризуются не только способностью мышц-антагонистов растягиваться, но и силой мышц, выполняющих движение.
- пассивная – максимальная величина амплитуды движений, достигаемая под воздействием внешних сил (партнер, отягощение).
Гибкость определяют следующие параметры:
- эластические свойства связок, суставов, мышц;
- строение суставов;
- силовые характеристики мышц;
- центрально-нервная регуляция.
В силу этого реальные показатели гибкости зависят от способности человека сочетать произвольное расслабление растягиваемых мышц с напряжением мышц, производящих движение. Кроме того, следует отметить достаточно прочную взаимосвязь гибкости с другими физическими качествами. Развитие гибкости невозможно без соответствующего развития силы мышц. В то же время большая способность к подвижности в суставах способствует увеличению точности, координированности и скорости выполнения двигательного действия. Спортсмен, обладающий запасом подвижности в суставах, может выполнять движения с большей силой, выразительностью и легкостью.
Средства и методы развития гибкости
Одним из наиболее принятых методов развития гибкости является метод многократного растягивания. Этот метод основан на свойстве мышц растягиваться больше при многократных повторениях. Средствами развития гибкости являются: повторные пружинящие движения, активные свободные движения с постепенным увеличением амплитуды, пассивные упражнения, выполняемые с помощью партнера и т.д. Следует всегда помнить, что упражнения на растяжку или с большой амплитудой движения следует делать после хорошей разминки и при этом не должно быть сильных болевых ощущений.
Методы улучшающие самочувствие и работоспособность человека: способы
Теперь, когда вы знаете, в чем может быть причина, пора бы узнать, как улучшить работоспособность человек может быстро. Для этого есть несколько основных способов.
Способы повышения работоспособности
Помощь со стороны
Если у вас есть какие-то личностные проблемы, то стоит обратиться к специалистам. Не надо этого бояться. Они действительно способны помочь.
Если вы хотите получить новую должность, то лучше поговорите об этом с коллегами. Нет смысла это обсуждать с коллегами или знакомыми. Они вам точно ничем не помогут, а коллеги вообще могут сказать что-то неправильно из зависти или простого незнания.
А вот проблемы в отношениях лучше обсудить с психологом
Важно пообщаться и с близкими людьми, они могут в чем-то помочь и разделить обязанности, чтобы вам было проще
Забота о здоровье
Состояние своего здоровья никто кроме вас улучшить не сможет. Чтобы просто улучшить самочувствие, достаточно пройти обследование и получить лечение. Проверять себя следует регулярно. Находите время на себя, потому что кроме вас это сделать некому.
Самый лучший способ улучшения работоспособности — это правильная организация режима дня
Важно уделять время сну и отдыху. Никакой завал на работе не должен быть оправданием для вас
Прежде всего, научитесь ложиться и вставать в одно и то же время. Специалисты утверждают, что даже не обязательно спать 8-9 часов, потому у каждого свой ритм. Кому-то достаточно и шести часов. Спать нужно тогда, когда мозгом вырабатывается серотонин. Это происходит с трех до семи утра. Так, идеальным временем для сна считается 23:30 — 7:30.
Те, кто считает себя «совами», важно знать, что полуночников существует не так много. Это обусловлено тем, что раньше люди жили суточными биоритмами, то есть днем люди бодрствовали, а ночью спали
Даже если вы считаете, что лучше всего работается ночью, все равно рекомендуется спать хотя бы 4 часа.
Тайм-менеджмент
Тоже неплохой способ улучшить производительность. Обязательно составьте для себя список дел на неделю, а потом постепенно учитесь организовывать каждый день. Для этого есть множество бесплатных приложений для смартфонов. В конце концов, можно пользоваться ежедневником.
Специалисты советуют большие задания делить на несколько маленьких. Это позволит вдохновляться на последующую работу и человек будет стараться сделать больше. Кстати, в идеале всегда рабочий день начинайте с постановки трех задач. Если вы их быстро сделаете, то потом обязательно захочется заняться чем-то еще.
Попробуйте отметить, в какое время суток у вас работоспособность максимальная. У каждого это строго индивидуально. Старайтесь именно на это время планировать самые важные дела. Менее важные дела переносите на другое время.
Чтобы достигать успеха всегда, используйте закон Вильфредо Парето. Он гласит, что при 20% усилий можно получить 80% результата. Это поможет правильно распределять силы и уйти от низкой самоотдачи.
Еще одним методом улучшения работоспособности является разделение работы и отдыха. Нельзя думать только про одни дела все время. Дома обязательно уделите время отдыху, иначе вы попросту перегорите. И в итоге из прекрасного специалиста вы станете вечно уставшим и раздражительным работником.
Способы повышения работоспособности
Итак, как повысить работоспособность человека, заставить мозг работать максимально активно? Для этого существует немало эффективных средств:
- избегайте стрессов. При нервном напряжении даже на выполнение обычных задач организм тратит огромное количество энергии. Для расслабления можно заняться йогой, что особенно эффективно, если при занятиях использовать матричные коврики AIRES;
- правильно питайтесь. Из пищи организм получает все необходимые вещества. Если витаминов, микро-, макроэлементов недостаточно, снижается иммунитет, в результате чего организм не может бороться с вирусами;
- занимайтесь спортом. Физическая активность приводит в тонус все жизненно важные системы. Выберите вид спорта, занятие которым приносит вам искреннее удовольствие;
- защищайтесь от негативных факторов внешней среды. Особенно опасны для человека электромагнитные излучения, поскольку снижают иммунитет, стимулируют выработку адреналина. Защититься можно при помощи матричной продукции AIRES, среди которой есть и приспособления, действующие локально, и изделия, способные обеспечить комплексную защиту;
- задумайтесь над мотивацией. Очень часто снижение тонуса, нежелание работать – это всего лишь свидетельство того, что ваша работа вам не нравится. В этом случае просто нет цели, которой хочется добиваться. Найдите для себя цель, для реализации которой стоит прилагать усилия, а еще лучше – занимайтесь действительно любимым делом.
Повышение уровня работоспособности – это непростая задача. Лучше подходить к ее решению комплексно, используя все вышеперечисленные средства. Тогда можно улучшить как эффективность работы, так и качество жизни.
Симптомы эмоционального выгорания
По данным ВОЗ, выгорание — это явление, связанное с работой, и оно не считаетсясчитающееся болезнью. Эмоциональное выгорание или профессиональное истощение — это синдром, который рассматривается как результат хронического стресса на работе, с которым не справляются должным образом.
Симптомы синдрома эмоционального выгорания развиваются в течение длительного периода. И даже во время выходных и отпуска, как правило, лучше человеку не становится.
Как проявляется выгорание? Несмотря на то, что оно официально не считается заболеванием, некоторые его симптомы похожи на признаки депрессии.
Рассмотрим наиболее распространенные:
-
Эмоциональное истощение. Это один из основных признаков выгорания. Человек страдает от крайнего дефицита энергии, ему трудно приступить к работе и он чувствует себя обессиленным. В целом потребность в отдыхе продолжает расти, но “выгоревшему” человеку не удается полноценно отдыхать. Кроме того, он все больше чувствует себя подавленным, считая, что не может справляться со своими задачами и ожиданиями.
-
Сниженная эффективность работы. Эмоциональное и физическое истощение влияет на профессиональную деятельность. Обычно производительность снижается постепенно, концентрация уменьшается, и ошибки становятся более частыми.
-
Поведенческие изменения. Один из распространенных симптомов выгорания — обезличивание, которое проявляется в некотором равнодушии и цинизме. Сочувствие и сострадание к другим, будь то коллеги и клиенты, семья и друзья, ослабевают. Выгоревший человек слишком требователен к другим и даже может причинить боль. В результате его отношения с окружающими могут резко ухудшиться.
-
Психосоматические симптомы. Выгорание может иметь физические последствия. Типичные симптомы включают:
-
усталость;
-
головные боли;
-
нарушения сна;
-
боли в спине и мышечное напряжение;
-
учащенное сердцебиение;
-
повышенное кровяное давление;
-
проблемы с пищеварением (диарея, запор и рвота).
Также могут возникать сексуальные расстройства. А если человек употребляет слишком много алкоголя, кофеина или никотина, это может привести к другим физическим проблемам. Некоторые из этих симптомов характерны для других состояний, например, при синдроме хронической усталости.
-
-
Другие симптомы выгорания. Его признаки у мужчин и женщин могут быть различными. Вот некоторые из возможных:
-
ощущение нехватки времени;
-
беспокойство и нервозность;
-
повышенный риск несчастных случаев;
-
апатия;
-
чувство эксплуатации;
-
чувство беспомощности и уныния;
-
чувство никчемности;
-
снижение творческих способностей;
-
трудности с принятием решений;
-
депрессия, даже депрессивные приступы;
-
в некоторых тяжелых случаях суицидальные мысли.
-
Выгорание — это многофакторное зло. Другими словами, люди, страдающие одним из симптомов, не обязательно находятся в ситуации выгорания. С другой стороны, если несколько из этих признаков появляются одновременно, возможно, пора насторожиться.
Как справиться с утомлением
Чтобы вернуться в норму, следует наладить режим дня. В ежедневную рутину добавить физические нагрузки, прогулки на свежем отдыхе, нормализовать сон: ложиться спать и вставать в одно и то же время. Чтобы не перетруждаться, интенсивность нагрузок наращивать нужно постепенно.
Одним из ключевых элементов борьбы с утомлением является правильное сбалансированное питание. Рацион желательно максимально разнообразить. В меню включать больше фруктов и овощей. Минимизировать употребление солений, сладостей, полуфабрикатов, фастфуда, жареной и жирной пищи. Питание должно быть дробным. Есть надо часто, но небольшими порциями.
Полностью избежать нервных нагрузок и предупредить стрессовые ситуации не получится. Поэтому эмоциональное напряжение лучше снимать, используя простые правила здорового образа жизни.
Одним из важных способов восстановления трудоспособности являются физические нагрузки. Недостаток физической активности негативно сказывается на состоянии здоровья. Снижается общая работоспособность, сопротивляемость организма к разным инфекционным заболеваниям и факторам внешней среды.
Полезные советы
Эти рекомендации позволят вам значительно улучшить работоспособность и избежать стрессов, авралов и депрессии:
не старайтесь сделать все сами
Это признак плохого руководителя и недоверия к людям. Подчиненные будут прохлаждаться, а вы трудиться без устали. Необходимо распределить работу таким образом, чтобы через определенный промежуток времени, слаженная работа коллектива дала прекрасный результат. Один человек не может выполнить работу двадцати, в этом случае, будут ошибки, недочеты в работе и срыв сроков.
Интернет и социальные сети отнимают много рабочего времени. Сведите их использование к минимуму и сосредоточьтесь на работе. В большинстве компаний, в настоящее время, распространена практика отключения доступа к ним.
делайте небольшие перерывы в работе
Это необходимо. Когда мозг постоянно находится в напряжении и без отдыха, то через некоторое время наступает состояние переутомления. Поэтому, во время работы необходимо делать небольшие перерывы. Подумайте о чем-нибудь отвлеченном, пройдитесь, съешьте яблоко. Мозг за это время отдохнет и будет готов работать дальше. Тактика небольших отдыхов позволяет перезагрузить сознание и лучше генерировать идеи, если рабочий процесс связан с творчеством.
делайте производственную гимнастику
Это прекрасная практика держать тело в тонусе. Особенно хорошо она подойдет для офисных работников. К концу трудового дня работоспособность сильно снижается. Для того, чтобы сохранить умственную и физическую активность необходимо делать мини-зарядку в течение 5-10 минут. Ее достаточно делать два раза в день, утром и в обед. В первой половине дня, она помогает проснуться и активизировать энергию организма. Во второй, снять напряжение, накопившееся в процессе работы.
Также делать производственную гимнастику полезно для здоровья. Снижается риск возникновения заболеваний сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата и пищеварительного тракта.
Физическая работоспособность
Работоспособность — это потенциальная способность человека на протяжении заданного времени и с определенной эффективностью выполнять максимально возможное количество работы.
Работоспособность человека зависит от уровня его тренированности, степени закрепленности рабочих навыков и опыта (в спорте — техники и времени занятия спортом), его физического и психического состояния и других факторов.
Спортивная форма
Этот термин обозначает готовность спортсмена к выполнению того или иного упражнения в максимальном темпе, длительности и т. п. Он носит собирательный характер, т. е. составляющими являются физические, функциональные, технические, тактические, психологические и другие качества.
Спортивная форма может быть хорошей, если тренировки проходят на фоне полноценного здоровья спортсмена. Только здоровый спортсмен может переносить большие по объему и интенсивности нагрузки, которые являются факторами стабилизации спортивной формы, функционального состояния.
Физиологические механизмы, обусловливающие при систематической мышечной тренировке (деятельности) повышение неспецифической резистентности организма, сложны и многообразны.
В поддержании гомеостаза и его регуляции важнейшая роль принадлежит нервной системе, железам внутренней секреции, особенно гипоталамо-гипофизарной и лимбической системам мозга (A.M. Голиков, 1985).
В условиях спортивной тренировки, когда происходит долговременная адаптация организма к физическим нагрузкам, имеют место морфофункциональные сдвиги в состоянии системы микроциркуляции крови. Эти изменения, возникающие непосредственно во время мышечной деятельности, сохраняются в организме как следствие и после ее окончания. Накаливаясь в течение длительного времени, они постоянно приводят к формированию более экономного типа реагирования микрососудов. Специфика тренировки в том или ином виде спорта обусловливает дифференцированные преобразования микрососудов.
Исследования показывают, что большие (чрезмерные) физические нагрузки способствуют значительным сдвигам в морфологических структурах и в химизме тканей и органов, а также ведут к срыву адаптационно-приспособительных механизмов, что проявляется в возникновении инфекционных (ОРВИ, грипп и др.) заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата (ОДА) (схема 20.1).
Схема 20.1. Этиопатогенез повреждений и заболеваний опорно-двигательного аппарата у высококвалифицированных спортсменов
Список источников
- sunmag.me
- homeblogkate.ru
- StudFiles.net
- studbooks.net
- www.fizkulturaisport.ru
- yaneuch.ru
Лечение эмоционального выгорания
Лечение зависит от причин и должно подбираться индивидуально для каждого пациента. Категорически не рекомендуется самолечение снотворным, которое может привести к лекарственной зависимости.
Если выгорание связано с работой, доктор может порекомендовать взять отпуск, а также следующие шаги для коррекции синдрома:
Психотерапия. Когнитивно-поведенческая терапия заключается в постепенном воздействии на пациента вызывающими тревогу ситуациями и помощи в изменении его поведенческой реакции.
Медикаменты. В некоторых случаях могут быть назначены антидепрессанты (ингибиторы обратного захвата серотонина). Иногда комбинируют ингибиторы обратного захвата дофамина и норэпинефрина. Эти вещества направлены на увеличение концентрации этих нейромедиаторов в межсинаптических пространствах, точках соединения между нейронами.
Существуют также естественные методы лечения выгорания:
Техники релаксации. Они снижают уровень стресса и улучшают работу сердца, даже если уделять им всего несколько минут в день.
Гипноз. Он позволяет человеку мобилизовать собственные ресурсы, чтобы справиться с выгоранием.
Йога и тайчи. Их практика связана с увеличением BDNF, фактора построения и пластичности нейронов . Поэтому занятия йогой или тайчи могут предотвратить эмоциональное выгорание или улучшить самочувствие человека с этим синдромом.
Изменение диеты. В частности, может быть рекомендована диета, богатая магнием — его дефицит участвует в многочисленных механизмах, связанных со стрессом и выгоранием. Прием магния помогает предотвратить выгорание и выйти из него.
При этом некоторые продукты уменьшают всасывание магния и увеличивают его выведение с мочой:
-
кофеин, содержащийся в кофе, некоторые газированные и энергетические напитки;
-
избыток фосфора (молочные продукты, безалкогольные напитки , обогащенные фосфорной кислотой);
-
алкоголь.
Продукты, богатые магнием, включают морепродукты, сардины, бразильские орехи, орехи, фундук, миндаль, овощи с зелеными листьями, гречку, бобовые .
Среди прочих методов коррекции синдрома выгорания — гомеопатия и фитотерапия.
Понятие работоспособности человека
Работоспособность — это социально-биологическое свойство человека, отражающее его возможность выполнять конкретную работу в течение заданного времени с необходимым уровнем эффективности и качества.
Работоспособность определяется комплектом профессиональных, психологических и физиологических качеств субъекта труда. Уровень, степень устойчивости, динамика работоспособности зависят от:
инженерно-психологических;
гигиенических характеристик;
средств (орудий);
содержания;
условий и организации конкретной деятельности;
системы психолого-физиологического прогнозирования;
формирования профессиональной пригодности, т.е. системы отбора и подготовки специалистов.
Работоспособность человека — характеристика наличных или потенциальных возможностей индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.
Уровень работоспособности отражает:
1) потенциальные возможности субъекта выполнять конкретную работу, его личные профессионально ориентированные ресурсы и функциональные резервы;
2) мобилизационные возможности личности активизировать эти ресурсы и резервы в необходимый рабочий период.
Степень устойчивости работоспособности обусловливается сопротивляемостью организма и личности к воздействию неблагоприятных факторов деятельности, а так же запасом прочности, натренированностью, развитием профессионально значимых качеств субъекта труда.
Говоря о работоспособности, выделяют общую (потенциальную, максимально возможную работоспособность при мобилизации всех резервов организма) и фактическую работоспособность, уровень которой всегда ниже. Фактическая работоспособность зависит от текущего уровня здоровья, самочувствия человека, а также от типологических свойств нервной системы, индивидуальных особенностей функционирования психических процессов (памяти, мышления, внимания, восприятия), от оценки человеком значимости и целесообразности мобилизации определенных ресурсов организма для выполнения определенной деятельности на заданном уровне надежности и в течение заданного времени при условии нормального восстановления расходуемых ресурсов организма.
Работоспособность человека охватывает как максимальную работоспособность в кратком отрезке времени, так и не высокую длительную работоспособность, которой можно располагать на протяжении длительного времени. Работоспособность не является постоянной величиной. Она определяется многочисленными условиями, которые изменяются с течением времени, и могут взаимодействовать между собой. Сюда причисляют, например, конституцию тела, пол, опыт, основные способности, знания и приобретенные навыки.
Работоспособность представляет производительную мощность человека, которой он может располагать. Эта формулировка не описывает в полной мере человеческое предложение работоспособности, поскольку это зависит от того, готов ли человек при данных условиях находится в состоянии применять эти способности полностью или частично. Готовность к труду обозначается как возможность или также готовность реализации этой производительной мощности.
Утомление или снижение работоспособности
Снижение работоспособности – состояние организма человека, характеризующееся отсутствием результата при затраченных усилиях. Человек испытывает слабость и усталость.
Временное снижение работоспособности после выполнения сложного задания – это нормальное явление. А вот неспособность переносить физические или умственные нагрузки постоянно считается заболеванием.
Хроническое переутомление может привести к развитию разных заболеваний, в первую очередь неврозов. Их основными признаками являются:
- Усталость перед началом работы;
- Повышенная раздражительность;
- Снижение аппетита;
- Уменьшение массы тела;
- Потеря интереса к работе и окружению;
- Нарушение сна.
Обычная усталость возникает в результате умственного или физического перенапряжения. Справиться с ней поможет полноценный отдых, качественный сон, крепкий чай или кофе, бодрящий душ. В этом случае причиной усталости является простая нехватка энергетических ресурсов. И решить проблему можно, восполнив их.