Брюсу ли

Смерть от таблетки или «отсроченное» убийство?

Итак, в 1971 году Брюс Ли вернулся на родину, где в то время как раз открылась тогда еще не известная киностудия «Golden Harvest». Брюсу удалось уговорить ее директора Рэймонда Чоу дать ему главную роль в фильме «Большой босс» и, что еще важнее – разрешить самому поставить все боевые сцены. Чоу отважился пойти на риск и не прогадал: публика приняла фильм на ура. Брюс Ли навсегда изменил представления о боевых искусствах в кино.

Важной отличительной чертой экранных поединков, которые он ставил сам, стало то, что все они были сняты общим планом. В отличие от американских боевиков, в которых из-за постоянной смены кадров зритель не мог в полной мере ощутить, что противники действительно наносят друг другу настоящие удары, в фильмах с Брюсом Ли оба соперники всегда показаны в полный рост

Кроме того, Ли всегда старался избегать клипового монтажа и таким образом позволял зрителю как следует разглядеть действия всех актеров.

ФОТО: Википедия

Отточенные, стремительные движения и натуралистичные боевые сцены с кровавым исходам покорили и Восток, и Запад. Так началось восхождение Ли-актера к славе. Вскоре после успеха первой картины Чоу доверил Брюсу снять еще два фильма: «Кулак ярости» и «Возвращение дракона», где он сразился с Чаком Норрисом. Эти картины с более солидным бюджетом имели еще больший успех и сделали Ли настоящей суперзвездой.

За свою короткую, но яркую жизнь Брюс Ли успел сняться в 36 фильмах. Он стал главным популяризатором восточных боевых искусств в США и Европе во второй половине XX века. Тысячи бойцов во всем мире до сих пор стремятся подражать ему, и лишь самые отчаянные решаются повторить его головокружительные трюки, хотя вряд ли кто-то когда-нибудь сможет затмить славу этого удивительного человека.

Проститься с великим бойцом пришли близкие, друзья и тысячи его поклонников. Затем его тело было переправлено в США и захоронено в Сиэтле. По сей день поклонники боевых искусств считают своим долгом прийти к могиле Брюса Ли и возложить на нее цветы.

Последний фильм Ли, «Игра смерти», был доснят лишь через пять лет после его смерти – в 1978 году. На съемках пришлось задействовать сразу двух дублеров – один снимался в боевых сценах, другой исполнял акробатические трюки. Эта картина вновь возродила интерес общественности к кунг-фу и другим восточным боевым искусствам.

Сын Брюса, Брэндон Ли, к несчастью, повторил печальную судьбу своего отца. Юноша тоже стал актером и мастером боевых искусств. Брэндон трагически погиб на съемках фильма «Ворон». Причиной его смерти стала роковая ошибка пиротехника: пистолет, из которого в актера стреляли в одной из сцен, оказался заряжен боевым патроном.

Шеннон Ли также стала актрисой, но уже много лет не снимается в кино. Последний фильм с ее участием, боевик «Уроки для ассасина», вышел в 2003 году. Сейчас она вместе с матерью возглавляет фонд, носящий имя ее легендарного отца.

В каких фильмах снимался

Кинокарьера Брюса Ли была непродолжительной, но яркой. Многие фильмы смотрят и пересматривают несколько поколений зрителей.

Полная фильмография гонконгского актера с годами выхода фильмов по порядку:

  • 1946 – «Рожденный человеком» – эпизодическая роль ребенка;
  • 1950 – «Малыш» – сирота Ченг;
  • 1960 – «Сирота» – благородный разбойник А Сум;
  • 1966-1967 – сериал «Зеленый шершень» – журналист Като;
  • 1966-1968 – сериал «Бэтмен» – Като;
  • 1969 – «Марлоу» – Винслоу Вонг;
  • 1971 – «Большой босс» – фабричный рабочий Чжэнь Чаоань;
  • 1971 – сериал «Лонгстрит» – торговец антиквариатом Ли Чунь;
  • 1972 – «Кулак ярости» – мастер восточных единоборств Чен Жен;
  • 1972 – «Путь дракона» – Тан Лунг;
  • 1973 – «Входит дракон» – Ли;
  • 1978 – «Игра смерти» – Хой Тьен;
  • 1981 – «Башня смерти» – актер с навыками единоборств Билли Ло.

Самые главные роли актера

Первый художественный фильм, в котором Брюс сыграл ключевого персонажа, – «Большой босс», а первый сериал – «Зеленый шершень». Всего вышло 10 проектов, в которых актер снимался в главной роли. В русском сегменте средний рейтинг фильмов с участием Ли составляет 6,8 балла из 10.

«Большой босс»

Гонконгский боевик повествует о простом рабочем парне, честном и порядочном. Его родственников, работающих на фабрике, убивают, так как они стали свидетелями упаковки наркотиков в производимую продукцию. Герою Брюса Ли предстоит нелегкая борьба с наркодилерами.

«Брюс Ли, вернись»

В титрах фильма указан Брюс Ли, но это другой актер – популярный в Гонконге двойник настоящего, в действительности, его зовут Чун Тао Хо.

Главный герой фильма – Стоун, мастер боевых искусств, преданный поклонник актера Брюса Ли. Однажды ему на глаза попалась газетная заметка о гибели кумира. Расстроенный Стоун напился. А утром перед ним появился дух актера, попросил выяснить настоящие обстоятельства его кончины, которые отличаются от официальных.

«Входит дракон»

Это последний фильм, который вышел до смерти Ли. Актер играет шаолиньского монаха, который прибывает на остров, где находится школа боевых искусств, якобы ради участия в проходящем там турнире. В действительности он помогает полицейским расследовать деятельность криминальной группы, которая, прикрываясь деятельностью школы, продает контрабандную продукцию.

«Зеленый шершень»

В популярном сериале Брюс Ли сыграл журналиста, сына одного из владельцев крупного издательства в Сан-Франциско. Компаньона этого владельца убили, и молодой журналист клянется отцу, что отыщет преступников. Месть свершилась, но герой Брюса Ли на этом не остановился. По ночам он надевает маску и отправляется бороться с преступниками.

«Игра смерти»

Могущественный и коварный глава мафии Доктор Лэнг нацелен захватить в свои руки мировой шоу-бизнес. На сопротивляющихся натравливают киллеров. Популярный актер Билли Ло, владеющий единоборствами, получает от мафиози заманчивое предложение, но, имея чувство собственного достоинства, не спешит соглашаться.

«Кулак ярости»

В фильме Брюс Ли играет человека, жаждущего отомстить за поруганную честь школы боевых искусств. История происходит в начале 20 века в Шанхае, находящемся в японской оккупации. Главный герой возвратился на родину, чтобы проводить в последний путь наставника, который вроде бы умер от пневмонии. Но вскоре выяснилось, что наставник был отравлен, а школа разрушена японскими оккупантами.

«Образ Брюса Ли»

В этом фильме, снятом в 1978 году, опять же играет не сам Брюс Ли, а один из его двойников, которых гонконгские киношники в тот период расплодили в большом количестве. Поклонники великого актера негативно относились к таким заменам, тем более что большинство двойников даже на поверхностном уровне не были знакомы с боевыми искусствами.

Более-менее терпимое отношение было к актеру Брюсу Лай, снявшемуся в этом фильме. Так как он был единственным, кто имел неплохие актерские способности и боевые навыки.

В фильме двойник Брюса Ли противостоит фальшивомонетчикам, нечаянно раскрывшим себя после преждевременной кончины ювелира. Главному герою нелегко, ведь преступники готовы пойти на все, чтобы не потерять доход.

«Путь дракона»

Владелицу ресторана в Риме атаковали бандиты, желающие отжать бизнес. Та отправила письмо своему дяде в Гонконг, чтобы он помог справиться с проблемой. У дяди есть хороший знакомый – мастер кунг-фу Тан Лун. Он решает помочь приятелю, отправляется в Италию, там сразу приступает к операции по спасению ресторана.

«Ярость дракона»

Этот полнометражный фильм, выпущенный в 1966 году, представляет собой нарезку из нескольких серий «Зеленого шершня».

«Сирота»

Это самая примечательная из ранних работ Ли. Актеру досталась роль разбойника А Сума – эдакого гонконгского Робин Гуда.

Интересные моменты со съемочной площадки

Во время съемок фильма «Входит дракон» Брюса укусила кобра. Актера спасло то, что накануне съемочного дня из желез змеи выдавили яд.

Фильм «Кулак ярости» снимали в разных районах Гонконга. Один из районов контролировала банда, потребовавшая от съемочной группы плату за нахождение на их территории. Актер несколько раз пытался разобраться с негодяями, но руководители фильма его останавливали, чтобы не усугублять проблему.

Когда Брюс Ли снимался в фильме «Входит дракон», многие актеры второго плана в перерывах между съемками вызывали его на бой

Ли понимал, что эти вызовы – попытка малоизвестных актеров привлечь к себе внимание. Чтобы поставить противников на место, актер принимал вызов, быстро расправлялся с ними, не причиняя увечий и боли

Во время съемок «Большого босса» у Брюса постоянно случались проблемы со здоровьем. Сначала он подцепил лихорадку, затем, разругавшись с режиссером, порезал руку осколками стакана, который из-за злости сильно сдавил, а в конце травмировал ногу при выполнении трюка.

Тепловой удар

Версию про тепловой удар ввел автор Мэттью Полли, который в 2018 году написал книгу о Брюсе Ли. Теоретически отек мозга – это одно из возможных последствий теплового удара. Полли объяснил, что консультировался с экспертами. В 70-е версию про тепловой удар никто не рассматривал, потому что явление тогда было слабо изучено.

Полли утверждает: в момент смерти Брюса Ли в Гонконге был самый жаркий день. За полгода до смерти Ли удалил потовые желез из подмышек, чтобы лучше выглядеть в кадре. Из-за этого тело стало хуже охлаждаться, а организм перегревался.

Еще один важный полуслух-полуфакт. За два месяца до смерти Брюс Ли во время озвучки диалогов почувствовал судороги и головную боль и потерял сознание. Врачи доставили его в гонконгскую больницу, обнаружили отек мозга, но тогда спасли.

Рекорды Брюса Ли

  1. Брюс весил около 60 кг при росте 1,71 м, а разбивал 68-килограммовую грушу с одного бокового удара ноги, поэтому во время тренировок ему приходилось использовать грушу, весом 135 кг, которая после того же удара, взлетая вверх, касалась потолка.
  2. Ударам его руки поддавалась 15-сантиметровая доска, а ударом пальца он открывал стальные банки с напитками.
  3. Также Брюс Ли демонстрировал отжимания от пола на двух пальцах.
  4. Еще он мог подтянуться на перекладине порядка 50 раз и стоя около 3 секунд удерживал перед собой 37 кг штангу.
  5. Кроме того, он был непревзойденным мастером нокаута, причем производил его одинаково результативно как рукой, так и ногой.
  6. Самый быстрый нокаут Брюса Ли составил 1,2 секунды.
  7. О координации и скорости его движений просто ходили легенды. Камера не успевала запечатлевать его удары, поэтому приходилось прибегать к замедленной съемке. Удар Брюса Ли достигал соперника с расстояния 1 метра за 0,05 сек. А подброшенные вверх рисовые зернышки он ловил с помощью деревянных палочек для еды.

Эти легендарные достижения свидетельствуют о высокой тренированности тела и безграничном таланте Брюса Ли, который для миллионов своих почитателей был и остается непревзойденным бойцом.

Прием таблеток и отек мозга

По словам Тинг, перед смертью Брюс Ли жаловался на головную боль, принял таблетку препарата Equageic, в состав которого входят аспирин и транквилизатор мепробамат, и прилег около 19:30. Продюсер Реймонд Чоу, с которым Ли и Тинг обсуждали сценарий, приехал в дом Тинг к ужину, обнаружил Ли без сознания, пытался разбудить и вызвал доктора. Приехавший доктор десять минут откачивал Брюса Ли, но не смог и отправил в больницу. Когда машина скорой помощи доехала, он уже был признан мертвым.

В 1975 году Чак Норрис на Комик-Коне в Сан-Диего рассказал, что Брюс Ли с 1968-го принимал препарат для лечения болей в спине, вызванных травмой межпозвоночного диска. По мнению Норриса, смерть случилась из-за комбинации этого препарата и Equageic.

Реймонд Чоу в интервью 2005 года рассказал, что Брюс Ли умер от аллергической реакции на мепробамат. Патологоанатомы не провели вскрытие тела со всеми необходимыми анализами (почему – неизвестно). Но обнаружили следы Equageic в организме и отек мозга с увеличением на 13%.

Кстати, Чоу был одним из катализаторов волны слухов вокруг смерти. Он опасался скандала из-за связи Брюса Ли и Бетти Тинг, поэтому сказал гонконгской прессе, что Ли умер дома с женой. Но правда о месте смерти быстро всплыла – и это стриггерило людей на уверенность, что от них в этой истории что-то скрывают.

Все тексты про кино на «Голе» в одном месте

Брюс Ли: общая информация и биография

Чтобы направить неуемную энергию сына в правильное русло, отец стал брать его с собой на съемки. Дебютную эпизодическую роль мальчик сыграл в фильме «Рожденный человеком» в 1946 году. В 1950-ом маленький Брюс снялся в роли 10-летнего сироты Ченга в фильме «Малыш». По сюжету, чтобы прокормиться, он вынужден торговать журналами комиксов в бедном районе, его опекает учитель Хо.

В юном возрасте Ли увлекся танцевальным стилем ча-ча-ча, стал победителем чемпионата по спортивным танцам в Гонконге. Стремясь укрепить щуплое тело, Брюс всерьез увлекся кунг-фу. С 1956 года он тренировался в Гонконге, там познакомился с боевым стилем вин-чун, который использовал впоследствии чаще других. Бой в этом стиле подразумевает отсутствие оружия. Хотя навыками обращения с оружием Брюс Ли тоже овладел, в частности, он мастерски управлялся с нунчаками.

Брюс Ли владел приемами джиу-джитсу и дзюдо, даже боксировал. А позже создал собственный стиль, который назвал Джит Кун-До. Владение боевыми искусствами стало ключом в мир гонконгского кино. Популярность Ли как актера стремительно росла. Однажды на улицах Гонконга Брюс расправился с тремя членами местной банды. Понимая, что сыну угрожает серьезная опасность, мама отправила его в США к дальним родственникам. Благо, у юного Ли, родившегося в США, было американское гражданство.

Сначала Брюс жил в Сан-Франциско, потом перебрался в Сиэтл. Там жила Руби Чоу, знакомая родителей, владевшая китайским рестораном. Ли стал работать у нее официантом. Попутно учился в Edison Technical School, затем на философском факультете University of Washington. В студенческие годы познакомился Линдой Кэдвелл, которая стала женой актера в 1964 году. В браке родились двое детей: в 1965-ом сын Брэндон, в 1969-ом дочка Шеннон.

Брюс Ли – самый известный популяризатор азиатских боевых искусств на западе в середине 20 века. На него равнялись, ему подражали. Хотя Ли не имел официального статуса мастера боевых искусств, но многие биографы и работавшие с ним коллеги в своих публикациях называли его именно так.

О боевых способностях Ли ходили легенды. Известно, что актер наносил настолько быстрые удары, что их не фиксировала обычная кинокамера, дающая 24 кадра в секунду. Поэтому иногда приходилось использовать 32-кадровую камеру. Еще актер ловил палочками для еды подброшенные рисовые крупинки, пробивал пальцем полную жестяную банку Кока-Колы, несколько секунд держал в вытянутой руке 35-килограммовую гирю, подтягивался на мизинцах.

Карьера в кино

В США Брюс продолжал оттачивать боевое мастерство. Его приглашали в сериалы, число поклонников росло. Были даже знаменитости, желавшие стать его учениками. Режиссер Эр Паркер предложил Ли создать несколько видеоуроков по боевым искусствам для телевизионного показа.

Разработав собственный боевой стиль, Брюс Ли открыл школу кунг-фу. Час индивидуальных занятий со знаменитым мастером обходился в 270 долларов. Несмотря на высокую стоимость обучения, желающих было много. Ли стал обеспеченным человеком, но его удручало отсутствие серьезных ролей в карьере. Разочаровавшись в Голливуде, Брюс в 1971 году вернулся в Гонконг, перевез туда семью.

В Гонконге Брюс Ли убедил руководство киностудии дать ему главную роль в «Большом боссе». Этот фильм оказался необычайно успешным, стал для актера звездным часом. Следующие фильмы с Ли в главной роли имели колоссальный успех, собрали приличную кассу. Американский сценарист Стирлинг Силлифант, бывший ученик Ли, помог актеру написать ряд отличных сценариев.

Брюс Ли трепетно относился к качеству боевых сцен в фильмах, сам участвовал в постановках. Причем не боялся экспериментировать, создавал оригинальные удары и трюки, и делал это весьма талантливо. Многие боевые сцены с использованием нунчаков придуманы и поставлены самим Ли.

Бой с Чаком Норрисом в фильме «Путь дракона» стал образцовым для следующих поколений постановщиков боевых сцен в кино. Превзойти его по режиссуре и оригинальности сложно.

Особенность киношных боев Брюса Ли – съемка общим планом. Благодаря этому зрителю проще понимать происходящее на экране. Актер был противником клиповой съемки, когда крупные и общие планы быстро сменяются, не давая зрителю понять действия персонажей.

Всю жизнь Брюс Ли развивался, совершенствовал мастерство. Он вел дневник, в котором с предельной детальностью расписывал все, что делал на тренировках. До конца жизни актер занимался доработкой своего стиля Джит Кун-До, совершенствовал уже существующие техники боя. Еще Брюс Ли питался по собственной программе, не забывал об общих физических тренировках, посещал тренажерный зал.

Брюс Ли довел тело до превосходного состояния, но постоянно стремился к недостижимому идеалу, для чего даже экспериментировал над собой, например, бил током. На съемках актер продумывал каждое движение, чтобы в кадре оно смотрелось безупречно. Книги, в которых Ли раскрыл технику тренировок, стали бестселлерами.

До 1966 года Брюс на съемках не использовал удары ногами выше пояса. Растяжка у актера была отличная, но Ли ориентировался на реальные бои, в которых такие удары малоэффективны. Его мнение изменилось после знакомства с Чаком Норрисом. Тот убедил Брюса, что в кино главное – не реалистичность, а зрелищность. А со зрелищностью ударов ногой в голову в боевых сценах вряд ли что-то сравнится. Тогда Брюс за несколько месяцев освоил все возможные техники ударов выше пояса, эффектно их использовал в сериале «Зеленый шершень».

Обретение популярности и первая критика

Вскоре Брюс стал мастером единоборств и даже запатентовал свой стиль ведения боя – джит-кун-до. Этот стиль являлся синтезом классического бокса, кунг-фу, тхэквондо и перемещений из ча-ча-ча. Словом, эдакая сборная солянка. Но прославился Брюс тем, что начал активно сниматься в кино и преподавать боевые искусства Востока. Так совпало, что в 60-70е годы огромную популярность набрали фильмы о восточных единоборствах. А харизматичная личность Брюса Ли, который владел загадочным джит-кун-до, была как нельзя кстати. Популярности Брюсу Ли добавляли слухи о его невероятных способностях, по числу которых он практически догнал Чака Норриса.

Ли еще при жизни стал полумифическим персонажем

Люди говорили разное. Одни утверждали, что удары Ли быстры как молния, что он может поймать летящую пулю и еще невесть что. Скептики же утверждали, что Брюс никогда не показывал своих умений на ринге. К чему преподавать, если профессиональный спорт принесет куда больше денег? Ведь ученики Брюса утверждали, что у их кумира нет равных в единоборствах!

Взлет карьеры

В 1971 году в Гонконге открылась новая киностудия «Golden Harvest». Кино Брюс Ли любил самозабвенно, мечтал играть главные роли и участвовать в режиссуре картин, а потому уговорил директора студии Рэймонда Чоу дать ему главную роль. Так, свет увидел фильм «Большой Босс», в котором Брюсу доверили не только сыграть главную роль, но и поставить боевые сцены.

Успех картины был ошеломительным. Она перевернула представления миллионов людей о кинематографе в целом и о роли спецэффектов в нем, в частности. Следом Брюс Ли снимается еще в двух фильмах о боевых искусствах — «Возвращение дракона» и «Кулак ярости».

Картины вызывали восторг у зрителя. Их популярность приобрела мировой масштаб, кардинально изменила представление обывателя о восточных единоборствах, сделала кинематограф того времени зрелищнее, ярче. Так начался небывалый рост популярности Брюса Ли. Персона Брюса Ли приобрела вес в мире кинематографии.

Сам же Брюс Ли, фильмы которого взволновали весь мир, продолжал активно заниматься спортом. Оттачивал умения в Кун Фу, дорабатывал методики джиткундо, составлял уникальные комплексы упражнений и питания для поддержания себя в идеальной физической форме.

Актер постоянно оттачивал свое мастерство, повышал зрелищность трюков в картинах с его участием, изобретал новые приемы и движения в боевых искусствах. К примеру, легендарную сцену из фильма «Возвращение дракона», с поединком Брюса Ли и Чака Норриса, до сих пор пытается повторить полчище последователей актера. Пока что безуспешно.

Из фильмографии Брюса Ли особенно выделяют несколько кинолент. По разным причинам их считают лучшими в творческой жизни Брюса:

  • 1971 — «Большой босс»;
  • 1972 — «Кулак ярости»;
  • 1972 — «Путь дракона»;
  • 1973 — «Выход дракона»;
  • 1978 — «Игра смерти» (посмертно);
  • 1981 — «Башня смерти» (посмертно).

В целом фильмография насчитывает пятьдесят восемь фильмов в качестве актера, две режиссерских работы, в четырех картинах он выступил в качестве сценариста, продюсировал четыре фильма. Список наверняка можно было и расширить, если бы в 20 июля 1973 года, в возрасте 32 лет, жизнь Брюса Ли внезапно не оборвалась.

Кто же такой Брюс Ли?

Без сомнения, Брюс Ли – великий актер. Его слава обусловлена тем, что он оказался в нужном месте в нужное время, а именно в Голливуде. Брюс также прославился как философ восточных единоборств, и как новатор. Но большая часть достижений Брюса, скорее всего, является выдумкой продюсеров. К чести актера, нужно сказать, что сам он никогда не распространялся о своих сверхспособностях. Ведь иначе, рано или поздно, их пришлось бы подтвердить. Все эти слухи распустили продюсеры для продвижения фильмов актера, а уже с легкой руки работников Голливуда эти слухи «ушли в народ». Брюс просто их не опровергал, и этого было достаточно для создания ореола непобедимого мастера. Тем не менее, Брюс навсегда останется в памяти людей, как главный популяризатор восточных единоборств в кино.

Чак Норрис и Брюс Ли. В интернете о них ходят настоящие легенды, но если о сверхспособностях Чака люди отзываются с иронией, то в достижения Ли люди верят куда охотнее

Заслуги мастера

Великий мастер боевых искусств был актером, режиссером, сценаристом и продюсером, талантливым постановщиком поединков в кино, создателем собственного стиля единоборств. А еще он философствовал, любил поэзию, повсеместно пропагандировал и преподавал восточные боевые искусства всем желающим, невзирая на их расовую принадлежность, что не приветствовалось в то время. Пусть его нет уже без малого 48 лет, Брюс Ли был и остается выдающимся и непревзойденным.

В кино Брюс Ли начал сниматься в буквальном смысле с пеленок, впервые появившись в кадре в возрасте трех месяцев. В школьные годы он стал чемпионом Гонконга по танцу ча-ча-ча и победил в соревнованиях по боксу, которые проводились между школами города. В это же время Ли всерьез занялся кунг-фу. Боевые искусства стали его судьбой. Позднее он в совершенстве овладел не только кунг-фу, но и джиу-джитсу и создал свой стиль под названием джиткундо, который он дополнял и совершенствовал до конца своих дней.

Благодаря достижениям в области боевых искусств, Брюс Ли попал в кинематограф, который принес ему всемирную известность и признательность. Он снялся в 36 телевизионных и художественных фильмах, открыв миру боевые китайские искусства, тем самым снискав любовь и уважение многочисленных поклонников, подражателей и последователей.

Обладая совершенным телом, абсолютно лишенным жировой прослойки, гибкий и пластичный Брюс Ли поражал современников силой и скоростью ударов. По количеству проведенных боев он превзошел Мухаммеда Али и Фрэнка Дюкса, попав в Книгу рекордов Гиннесса за участие более чем в 800 поединках. Из них он не проиграл ни одного.

Как бить дюймовый удар Брюса Ли?

Давайте разберем, как же правильно бить легендарный удар. Этот удар возможен при правильном движении бедер и вращении кулака. При нанесении удара с расстояния в дюйм сжатый кулак резко разворачивается вверх, что придает ему дополнительную пробивную мощь. В боксе подобный удар наносится только в ближнем бою, такое положение кулака называется «удар кружкой».

Многие из тех людей, кто освоили этот удар, действительно опрокидывают оппонента. Но это происходит только за счет толчка. Вся сила выплескивается на противника в момент касания, при этом удар должен идти строго по прямой. В идеале, движение кулака должно напоминать вращение пули. Перед ударом можно сделать шаг, но кулак должен достигнуть цели прежде, чем нога коснется пола, это добавит «эффект тарана». 

Путь бойца

Брюс Ли стремился к созданию идеально функционирующего тела, способного максимально использовать свой физический ресурс и уметь эффективно работать в любых условиях. Для выполнения этой задачи он считал необходимым всесторонне тренировать свой организм для развития скорости, выносливости, гибкости, координации движений и обязательно силы. С этой целью он создал свою жизненную философию, основанную на принципе брать на вооружение все необходимое, что эффективно работало на благо выполнения поставленной задачи. Находясь в постоянном поиске, меняя тренировки, Брюс фиксировал свои изыскания в дневниках и на видео.

Находясь в постоянном поиске путей повышения возможностей своего тела, Брюс Ли в совершенстве овладел техниками различных единоборств, таких как: кунг-фу, дзюдо, джиу-джитсу и создал собственный стиль Джит Кун До – «Путь опережающего кулака», который он сам называл «стиль без стиля».

Отойдя от существовавших правил традиционных школ, используя только лучшие и эффективные приемы, Ли наносил удар в тот момент, когда противник только начинал атаковать, работая на опережение. Его бои были зрелищными и непредсказуемыми. Боевым искусствам он уделял большую часть своего свободного времени.

Одевали в женское и растили как девочку

Брюс Ли родился 27 ноября 1940 года в Сан-Франциско. Его отцом был Ли Хойчэнь – актер китайской оперы, который также снимался в кино. Мать Брюса, Грейс Ли, была наполовину китаянкой, наполовину немкой и воспитывалась в семье гонконгского магната. Родители Ли жили в Гонконге, но, так как отец много гастролировал, мать часто ездила с ним. Когда стало ясно, что Грейс скоро предстоит рожать, муж оставил ее в клинике в Сан-Франциско, а сам продолжил турне.

ФОТО: Википедия

Брюс появился на свет в год Дракона и в час Дракона – между 6 и 8 часами утра. Этот факт определил имя, которое будущий боец получил при рождении – Ли Сяо Лун (в переводе с китайского «Маленький Дракон»). Но акушерка, увидев мальчика, предложила дать ему американское имя – Брюс. Так и записали в свидетельстве о рождении. Согласно китайской традиции, у Ли было еще и третье имя – взрослое, или официальное. Мать нарекла его Ли Чжэньфань, что в переводе означает «Возвращайся назад». Грейс очень хотела, чтобы сын, когда вырастет, снова вернулся в Америку. В итоге так и случилось, но об имени «Брюс» в семье еще много лет никто не вспоминал.

Кстати, его первая роль в кино тоже оказалась женской. Брюс дебютировал на экране, когда ему было всего три месяца! Он сыграл дочь главной героини в драме «Золотой ворот девушки». В следующем фильме он тоже снялся совсем маленьким – в возрасте 6 лет сыграл воришку-сорванца в ленте «Зарождение человечества».

Несмотря на то, что отец Брюса по тем временам неплохо зарабатывал (помимо игры в кино и театре он также сдавал в аренду квартиры, что составляло основу его дохода) и в доме даже была прислуга, роскошной жизнью там и не пахло. Все семейство, включая бабушек, дедушек и большую немецкую овчарку, ютилось в одном большом зале, в центре которого стоял обеденный стол, за которым протекала вся жизнь – здесь и ели, и учились, и работали, и играли. Вода из труб шла только несколько часов в неделю. И все же семья Ли жила на порядок лучше, чем большинство простых гонконгских крестьян и рабочих, которым приходилось ютиться в шатких хибарах с земляным полом.

Демонстрация способностей легендарного актера

Брюс Ли мог нанести удар с расстояния в 1 метр за пять сотых секунды, и с полутора метров за восемь сотых. Камеры, снимавшие удары, просто не могли запечатлеть удары китайца, настолько они были быстрыми. На видео получалось так, что ничего не произошло, а соперник Брюса уже держится за лицо. Это очень напрягало продюсеров, которые просили Брюса замедлиться в экшн-сценах. Сцены драк с участием Ли снимали на камеру, снимавшую с частотой 32 кадра в секунду.

И если в это еще можно поверить, то в легендарный «дюймовый» удар верится с трудом. Люди утверждали, что Брюс Ли способен ударом с расстояния в один дюйм отправить значительно более тяжелого оппонента в полет аж на 5 метров. Физика несогласна с почитателями актера. Также Брюсу принадлежат рекорды по нокаутам – самый быстрый нокаут от удара рукой (3.2 секунды) и самый быстрый нокаут в бою (18 секунд). Подтвердить это невозможно, никаких записей нет.

Единственный кадр из «единственного боя» Брюса Ли

Бодибилдинг в жизни и карьере Брюса Ли

Словом, нетрудно сделать вывод, что дракон был вовсе «не чужим» человеком в бодибилдинге; напротив – Брюс хорошо разбирался в его тонкостях и любил эту смесь искусства и спорта. Из открытых биографических источников известно, что выдающийся мастер восточных единоборств еще в 1969 году «водил дружбу» с однофамильцем Джимми Ли, который серьезно занимался культуризмом. Друзья нередко вместе тренировались; Брюс в те времена участвовал в тренировках и совместно с другими достаточно весомыми фигурами в мире бодибилдинга. При этом, он проявлял осведомленность в теории и заметные навыки в практике. Ныне имеется информация, что дракон и ранее увлекался упражнениями, развивающими силу мышц. В частности, новые данные свидетельствуют, что в 1965 году (еще не проживая в США) спортсмен активно работал в тренажерном зале. Тогда он обычно выполнял комплекс из двенадцати упражнений (десять из них – методом суперсета). Однако, в то время атлет еще не достиг лучших своих кондиций.

В начале своей карьеры Брюс Ли нередко ощущал нехватку выносливости и силы, хотя со стороны это преимущественно было незаметно. Но жена спортсмена Линда рассказывала, что в достаточно продолжительных боях Брюс явственно чувствовал недостаток энергии для достойного завершения схватки; этот факт его сильно разочаровывал и огорчал. Действительно, конечная фаза поединка – самая важная, решающая для исхода боя. Именно в этот период Брюс Ли обращается к помощи бодибилдинга. Он внимательно изучает теорию вопроса по устоявшейся литературе и новым публикациям (в частности, в журналах «Культурист и сила», «Мистер Олимпия»), пробует многие методики и приемы на практике, выбирает наиболее для себя подходящие. Уже перебравшись в Лос-Анджелес, снова же по воспоминаниям Линды, Брюс продолжал разыскивать интересующую его литературу различным вопросам, касающимся бодибилдинга (питание, тренировки, режим, восстановление и проч.). После трагической гибели знаменитого мастера, его сыну досталась в наследство обширная библиотека специализированной литературы, включавшая немало трудов по единоборствам и около ста сорока работ по бодибилдингу.

Также в доме Брюса Ли находились и необходимые снаряды для силовых тренировок – штанги, гантели большой массы, гантели в наборе (общая масса – 50 кг), стойки для жимов. Тренировочный режим выдающегося атлета ныне известен: он занимался (только силовыми упражнениями) три раза в неделю. Кроме того, были ежедневные занятия по аэробике и развитию гибкости. Подробности, схемы занятий в наше время легко доступны в Интернете или в специальных изданиях. Интересовался Брюс Ли и методами борьбы с отложениями подкожного жира; он покупал различные рекомендованные в литературе препараты и пробовал на себе их действие. К сожалению, по этим вопросам его выводы остались неизвестными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector