Брюс ли: рекорды мастера боевых искусств, которые никто не может побить

Футбол

Футбол на протяжении десятилетий не сдает позиций и остается самым популярным видом спорта, в котором с каждым матчем устанавливаются новые рекорды.

Скорость мяча после удара Роберто Карлоса достигала 198 км/ч

В Книгу рекордов Гиннесса за самый сильный удар в футболе попал Роберто Карлос. Согласно оценкам судей и авторов книги, он бил по мячу со скоростью 198 км/ч. После него мировой рекорд на чемпионате мира по футболу в 2010 году установил Лукас Подольски. Несмотря на то, что в предыдущие сезоны спортсмен не показывал выдающихся футбольных результатов, на турнире удар Лукаса отправил мяч в полет со скоростью 201 км/ч, подарив игроку любовь тысяч поклонников.

В 2021 году первое место в топе футболистов с сильным ударом открывает Живанилду Виейра де Соуза, всемирно узнаваемый по псевдониму Халк. Сила удара футболиста – 214 км/ч.

Взлет карьеры

В 1971 году в Гонконге открылась новая киностудия «Golden Harvest». Кино Брюс Ли любил самозабвенно, мечтал играть главные роли и участвовать в режиссуре картин, а потому уговорил директора студии Рэймонда Чоу дать ему главную роль. Так, свет увидел фильм «Большой Босс», в котором Брюсу доверили не только сыграть главную роль, но и поставить боевые сцены.

Успех картины был ошеломительным. Она перевернула представления миллионов людей о кинематографе в целом и о роли спецэффектов в нем, в частности. Следом Брюс Ли снимается еще в двух фильмах о боевых искусствах — «Возвращение дракона» и «Кулак ярости».

Картины вызывали восторг у зрителя. Их популярность приобрела мировой масштаб, кардинально изменила представление обывателя о восточных единоборствах, сделала кинематограф того времени зрелищнее, ярче. Так начался небывалый рост популярности Брюса Ли. Персона Брюса Ли приобрела вес в мире кинематографии.

Сам же Брюс Ли, фильмы которого взволновали весь мир, продолжал активно заниматься спортом. Оттачивал умения в Кун Фу, дорабатывал методики джиткундо, составлял уникальные комплексы упражнений и питания для поддержания себя в идеальной физической форме.

Актер постоянно оттачивал свое мастерство, повышал зрелищность трюков в картинах с его участием, изобретал новые приемы и движения в боевых искусствах. К примеру, легендарную сцену из фильма «Возвращение дракона», с поединком Брюса Ли и Чака Норриса, до сих пор пытается повторить полчище последователей актера. Пока что безуспешно.

Из фильмографии Брюса Ли особенно выделяют несколько кинолент. По разным причинам их считают лучшими в творческой жизни Брюса:

  • 1971 — «Большой босс»;
  • 1972 — «Кулак ярости»;
  • 1972 — «Путь дракона»;
  • 1973 — «Выход дракона»;
  • 1978 — «Игра смерти» (посмертно);
  • 1981 — «Башня смерти» (посмертно).

В целом фильмография насчитывает пятьдесят восемь фильмов в качестве актера, две режиссерских работы, в четырех картинах он выступил в качестве сценариста, продюсировал четыре фильма. Список наверняка можно было и расширить, если бы в 20 июля 1973 года, в возрасте 32 лет, жизнь Брюса Ли внезапно не оборвалась.

Достижения Брюса Ли

Даже сейчас, по прошествии многих лет после его смерти, а умер он в далеком 1973 году, его имя известно почти каждому. Именно Брюс Ли популяризировал кунг фу в западном мире, это он познакомил Америку и Европу с «диковинными китайскими фокусами», которые, к тому же, оказались эффективным способом самообороны .

Он снимал многочисленные боевики, открывал свои школы единоборств, где учениками были многие голливудские звезды и преподавался изобретенный Брюсом Ли стиль Джит-кун-до.

Этот человек добился и результатов в боевых искусствах, и всемирной популярности благодаря своему упорству и трудолюбию. Он не рассказывал сказок, как многие псевдомастера, о чудесных техниках и прочей чепухе. Все было четко обосновано с научной точки зрения и классифицировано.

Многие хотели бы овладеть таким мастерством и узнать секреты Брюса Ли.

Секрет один
– постоянная работа над собой. Конечно, у него были методические, технические и тактические наработки. О некоторых из них и пойдет речь в статье.

Восточные единоборства – это не только драки голыми руками

Часто в них используется оружие, например, трехметровый шест бо, трезубцы саи или даже женские боевые стилеты скрытого применения канасаси. Но главное, конечно же, мечи. По преданиям некоторые из них обладали магическими свойствами. Возможно ли такое?

Святилище Ацута в японском городе Нагоя. Ежегодно сюда приезжают миллионы людей с единственной целью – поклониться легендарному мечу Кусанаги-но цуруги. Местная легенда гласит, что клинок был найден в теле восьмиглавого дракона богом ветра Сусаноо, который победил чудище. Небожитель передал оружие своей сестре богине Аматэрасу. Спустя столетия оно попало в руки первого императора Страны восходящего солнца Дзимму.

Святилище Ацута. Фото: travelbook.co.jp

Удивительно, но Кусанаги-но цуруги и в наши дни является символом власти в Японии. Правда, на всеобщее обозрение меч не выставляют. Клинок выносят только в момент коронации, да и то завернутым в ткань. Можно было бы предположить, что этого мистического оружия никогда не существовало. Но после поражения во Второй мировой о нем публично заявил император Хирохито. Тогда он призвал любой ценой защитить священную реликвию от американских оккупантов.

Секрет Дюймового удара

Удар в один дюйм наносился Брюсом Ли с очень небольшого расстояния и имел невероятную силу и мощь, так, что создавалось впечатление, будто этот человек обладает поистине мистической силой.

Многие любители боевых искусств до сих пор пытаются разгадать секрет Дюймового удара.

  • Одни считают, что секрет заключается кинематике, а именно в движениях рук, стойке, направлении удара.
  • Другие уверены, что для выполнения Удара в один дюйм требуется концентрация и выброс Энергии Ци, а сами движения являются вторичными.

Однако любые попытки рассматривать Дюймовый удар с точки зрения техники нанесения удара периферийными органами (пальцы, кулак, предплечье…) или с точки зрения только направления энергии — к успеху не приводят.

Очевидным является одно —

Дюймовый удар наносится всем телом и при этом происходит выброс энергии.

Некоторые мастера говорят, что энергия, которая необходима для выполнения такого удара, идентична той, что человек использует во время чихания. В процессе чихания человек рефлекторно задействует все тело, а не просто отдельные органы и не отдельно энергию.

Бодибилдинг в жизни и карьере Брюса Ли

Словом, нетрудно сделать вывод, что дракон был вовсе «не чужим» человеком в бодибилдинге; напротив – Брюс хорошо разбирался в его тонкостях и любил эту смесь искусства и спорта. Из открытых биографических источников известно, что выдающийся мастер восточных единоборств еще в 1969 году «водил дружбу» с однофамильцем Джимми Ли, который серьезно занимался культуризмом. Друзья нередко вместе тренировались; Брюс в те времена участвовал в тренировках и совместно с другими достаточно весомыми фигурами в мире бодибилдинга. При этом, он проявлял осведомленность в теории и заметные навыки в практике. Ныне имеется информация, что дракон и ранее увлекался упражнениями, развивающими силу мышц. В частности, новые данные свидетельствуют, что в 1965 году (еще не проживая в США) спортсмен активно работал в тренажерном зале. Тогда он обычно выполнял комплекс из двенадцати упражнений (десять из них – методом суперсета). Однако, в то время атлет еще не достиг лучших своих кондиций.

В начале своей карьеры Брюс Ли нередко ощущал нехватку выносливости и силы, хотя со стороны это преимущественно было незаметно. Но жена спортсмена Линда рассказывала, что в достаточно продолжительных боях Брюс явственно чувствовал недостаток энергии для достойного завершения схватки; этот факт его сильно разочаровывал и огорчал. Действительно, конечная фаза поединка – самая важная, решающая для исхода боя. Именно в этот период Брюс Ли обращается к помощи бодибилдинга. Он внимательно изучает теорию вопроса по устоявшейся литературе и новым публикациям (в частности, в журналах «Культурист и сила», «Мистер Олимпия»), пробует многие методики и приемы на практике, выбирает наиболее для себя подходящие. Уже перебравшись в Лос-Анджелес, снова же по воспоминаниям Линды, Брюс продолжал разыскивать интересующую его литературу различным вопросам, касающимся бодибилдинга (питание, тренировки, режим, восстановление и проч.). После трагической гибели знаменитого мастера, его сыну досталась в наследство обширная библиотека специализированной литературы, включавшая немало трудов по единоборствам и около ста сорока работ по бодибилдингу.

Также в доме Брюса Ли находились и необходимые снаряды для силовых тренировок – штанги, гантели большой массы, гантели в наборе (общая масса – 50 кг), стойки для жимов. Тренировочный режим выдающегося атлета ныне известен: он занимался (только силовыми упражнениями) три раза в неделю. Кроме того, были ежедневные занятия по аэробике и развитию гибкости. Подробности, схемы занятий в наше время легко доступны в Интернете или в специальных изданиях. Интересовался Брюс Ли и методами борьбы с отложениями подкожного жира; он покупал различные рекомендованные в литературе препараты и пробовал на себе их действие. К сожалению, по этим вопросам его выводы остались неизвестными.

Киноактер с сильнейшим ударом

Выдающимися физическими данными должны обладать не только профессиональные спортсмены, но и актеры. Потребность держать себя форме ради роли, не допуская повышение веса, становится необходимостью. Для съемок в боевиках и триллерах актерам приходится обучаться трюкам, боевым искусствам и нарабатывать силу удара. И если некоторым приходится заниматься в спортзале месяцами, добиваясь поставленных целей, другим все дается проще за счет таланта и природных способностей. Одним из таких феноменов остается Брюс Ли.

Удары Брюса Ли отличались не только феноменальной скоростью, но и пугающей силой

Режиссеры с уверенностью называли Брюса Ли супергероем с безграничными физическими возможностями и врожденной выносливостью. На съемочных площадках актера считали молниеносным, так как его удар происходил со скоростью 0,04 секунды и оставался незамеченным на кинопленке. Поэтому режиссеры просили Брюса замедлиться, чтобы в фильме соперники не разлетались по сторонам, будто по волшебству. Но это не давало результата, и в конечной версии фильма получались моменты с размытыми кадрами в движении.

Еще один удивительный факт об актере – это то, с какой легкостью ему удавалось разбить боксерскую грушу весом в 70 кг боковым ударом ноги. По этой причине инвентарь Брюсу изготавливали по индивидуальному заказу, укрепляя основание металлическими вставками и делая в два раза тяжелее стандартных тренажеров.

На чемпионате по карате в 1964 году Брюс Ли участвовал в качестве приглашенного гостя и должен был продемонстрировать зрителям и судьям коронный «дюймовый удар». Как выяснилось позже, Боб Бейкер, человек, на котором Брюс и демонстрировал силу удара, весь следующий день не вставал с кровати из-за сильной боли в груди и был вынужден неделю провести дома. Помимо этого, известен случай, когда подобный удар актера обернулся для напарника смещением плеча, которое с трудом вправили хирурги. И это, по словам Брюса, был «легкий шлепок», а не полноценный удар!

Брюс Ли был настолько физически крепким человеком, что не бил партнеров и противников в полную силу. Однако известен случай, когда актер «отправил в полет» ассистента, державшего перед собой щит для отработки удара в кадре.

Несмотря на инциденты, происходившие на съемочных площадках, киноактер старался сдерживаться и предупреждать партнеров по кадру об ударе, хотя иногда и забывал сделать это.

Фильмография

Год Название Роль 1941 Девушка Золотых ворот Ребёнок 1946 Рожденный человеком   1948 Мечта о богатстве   1949 Сэй Си в мечтах Ям Ли 1950 Малыш Чунг   1951 Ребёнок (или: Мой сын А Чунг (USA))   1951 Раннее детство   1953 Проводник света   1953 Это отец виноват   1953 Перед лицом разрушения   1953 Материнские слезы   1953 Бесчисленные дома   1955 Любовь   1955 Любовь (часть 2)   1955 Трагедия сироты   1955 Верная жена   1955 Песня сироты   1955 Мы обязаны этим нашим детям   1955 Умные парни дурачатся   1956 Слишком поздно для развода   1957 Гроза   1957 Дорогая девушка   1958 Сирота А Сан 1966-1967 Зелёный шершень Като 1968 Марлоу эпизодическая роль 1971 Большой босс Ченг Чао-Ан 1972 Кулак ярости Чэнь Чжэнь 1972 Путь дракона Тан Лунг 1973 Выход дракона Ли 1972 — 1978 Игра смерти Билли Ло

  • Возвращение бойца
  • 1978 — Игра смерти / Game of Death (фильм доснят и смонтирован уже после смерти Брюса Ли с помощью двух дублёров. Компания смонтировала его из кусков, которые хранились на студии. Оригинальную плёнку, которая была у Брюса Ли, обнаружили только после монтажа фильма, вместе со сценарием. Сценарий оригинального фильма Брюса Ли сильно отличается от того, что вышел на экран).

Телевизионные работы

  • 1966 — 1967 — Зелёный шершень / The Green Hornet — Като (26 серий)
  • 1966 — 1967 — Бэтмен / Batman — Като (3 серии)
  • 1967 — Айронсайд / Ironside — Леон Су (эпизод «Tagged for Murder»)
  • 1968 — Блондинка / Blondie (эпизод «Pick on Someone Your Own Size»)
  • 1969 — А вот и невесты / Here come the brides — Лин (серия «Marriage Chinese Style»)
  • 1971 — Лонгстрит / Longstreet — Ли Цунь (4 серии)
  • 1971 — Шоу Пьера Бертона / The Pierre Berton Show — он сам

Фильмы о самом Брюсе Ли

  • 1975 — Брюс Ли: это была моя жизнь / (Lei Siu Lung jyu ngo)
  • 1975 — Прощай, Брюс Ли / Goodbye, Bruce Lee: His Last Game of Death
  • 1977 — Брюс Ли: Легенда / Bruce Lee, the Legend
  • 1979 — Дух Брюса Ли / Spirits of Bruce Lee
  • 1980 — Легенда Брюса Ли / The Legend of Bruce Lee
  • 1993 — Дракон: История жизни Брюса Ли / Dragon: The Bruce Lee Story
  • 2000 — Путь воина / Bruce Lee: A Warrior’s Journey
  • 2004 — Жизнь Брюса Ли / Martial Arts Master: The Life of Bruce Lee
  • 2008 — Легенда о Брюсе Ли/ The Legend of Bruce Lee
  • 2010 — Мой Брат Брюс Ли/ Bruce Lee, My Brother

Другие фильмы, где упоминается Брюс Ли

  • 1975 — Брюс Ли против суперменов / Bruce Lee Vs. the Supermen
  • 1976 — Брюс Ли, мы скучаем по тебе / (Chin se tai yang)
  • 1977 — Клоны Брюса Ли / The Clones of Bruce Lee
  • 1986 — Не отступать и не сдаваться / No Retreat, No Surrender
  • 1989 — Слепая ярость / Blind Fury
  • 1993 — Городской охотник / City Hunter
  • 2004 — Однажды в высшей школе / Once Upon a time in High School
  • 2008 — Запретное царство / The Forbidden Kingdom
  • 2008 — Ип Ман / Yip Man
  • 2009 — Как Брюс Ли изменил мир / How Bruce Lee Changed the World
  • 2010 — Ип Ман 2 / Yip Man 2: Chung si chuen kei
  • 2010 — Каратэ-пацан / The Karate Kid
  • 2011 — Зелёный Шершень/The Green Hornet (показан портрет Ли)
  • 2011 — Области тьмы/Limitless (показаны кадры из фильмов с участием Ли)

Гонорары

  • 1971 — Лонгстрит — $2 000 за серию
  • 1971 — Большой босс — $7 500
  • 1972 — Кулак ярости — $7 500
  • 1973 — Путь дракона — $19 000

Семейная жизнь

О том, как счастлив был гений боевых искусств в браке, существуют даже письменные свидетельства. Жена Брюса Ли была ему самым близким другом. С той первой встречи в китайском квартале она не прекращала тренировки по кунг-фу, а затем вслед за мужем проверяла на себе все его новые открытия в области развития силы и скорости движений. Жена Брюса Ли освоила разработанный им стиль рукопашного боя джиткундо.

В 1964 году в Окленде спортсмен открывает вторую школу по изучению кунг-фу. Туда тоже без ограничений принимают американцев. Инструктором в новом заведении Ли поставил своего ученика. Вскоре к Брюсу на занятия ввалилась толпа китайцев, которые потребовали или закрыть его школы, или перестать обучать европейцев. В зале присутствовала беременная Линда. Ли ответил, что никто не будет ставить ему ультиматумы. Он хочет, чтобы его школы послужили сближению восточной и западной культур и совершенствованию человека, независимо от его национальности.

В те времена выдача секретов китайского боевого искусства воспринималась как страшная измена, предательство. Немедленно началась драка. Ли за секунды «отделал» ведущего мастера кун-фу Сан-Франциско. Затем выбросил за порог всю команду непрошеных гостей.

После боя Брюс заметил, что потратил слишком много сил и целых 3 минуты. Он понял, что нужно искать способы более эффективных тренировок. Так постепенно он выработал собственный стиль джиткундо.

После описанного выше поединка, о котором слухи распространились моментально, Брюса Ли пригласили на соревнования каратистов. Его блестящую работу на турнире увидел гример, работавший на Warner Brothers. Через него Брюс познакомился с продюсером компании и получил приглашение на роль помощника супергероя в телесериале «Зеленый шершень». Эта второстепенная роль вызвала восхищение зрителей и специалистов кинопроизводства.

В феврале 1965 года Линда подарила Брюсу Ли сына, белокурого голубоглазого китайца Брэндона Ли. Перед началом съемок в «Зеленом шершне» будущий знаменитый актер перевез семью в Лос-Анджелес. К этому времени его английский заметно улучшился. Линда также прилежно изучала китайский язык. В 1969 году она родила дочь Шеннон.

Тем временем Ли был загружен съемочной работой. Продюсеры Warner Brothers вполне оценили талант Брюса, но дать главную роль актеру со столь характерной китайской внешностью так и не решились.

Разочарованный Брюс Ли с женой и детьми в 1971 году возвратился в Гонконг. Там он был знаменит уже после выхода сериала «Зеленый шершень». Ли сразу же приступил к съемкам в фильмах, демонстрирующих его боевое искусство. Каждая картина принималась публикой «на ура». Движения Брюса Ли были столь стремительны, что оператору иногда приходилось применять замедленную съемку, чтобы зритель мог их рассмотреть. Бои снимались общим планом, позволяющим видеть четко все происходящее и исключающим приемы монтажа.

У Голливуда снова разгорелся аппетит. Лучшие кинокомпании согласны были на любые условия Брюса Ли. Актер решился на переезд в Штаты.

США

Китаец снялся в 36 фильмах, но настоящую славу ему принесли лишь последние пять. На заре карьеры он играл вовсе не великих воинов, а в основном сирот и беспризорников. Американские режиссеры поначалу не видели в молодом человеке потенциала, пока в 1971-м на экраны не вышла лента «Большой босс». Именно благодаря ей весь мир заразился любовью к боевым искусствам. Но почему эта лихорадка длится всего около полувека, ведь история восточных единоборств уходит корнями в глубокую древность?

Существует прием, который называется «толчок в один дюйм». Он и принес Ли мировую славу загадочного и неуязвимого мастера боевых искусств. Суть в том, чтобы, не двигаясь с места, атаковать противника. Невероятно, но, нанося удар, Брюс без труда сбивал соперников с ног. Может быть, это всего лишь шоу на потребу публике?

Брюс Ли начал осваивать восточные единоборства со стиля вин-чун. Даже в ударах пальцами китаец задействовал все тело. Это доказали ученые из Стэнфордского университета, которые проанализировали сотни выступлений великого мастера кун-фу. Какие еще тайны удалось выведать экспертам, и сколько времени потребуется простому смертному, чтобы хотя бы отдаленно приблизиться к мастерству выдающегося актера?

Путь бойца

Брюс Ли стремился к созданию идеально функционирующего тела, способного максимально использовать свой физический ресурс и уметь эффективно работать в любых условиях. Для выполнения этой задачи он считал необходимым всесторонне тренировать свой организм для развития скорости, выносливости, гибкости, координации движений и обязательно силы. С этой целью он создал свою жизненную философию, основанную на принципе брать на вооружение все необходимое, что эффективно работало на благо выполнения поставленной задачи. Находясь в постоянном поиске, меняя тренировки, Брюс фиксировал свои изыскания в дневниках и на видео.

Находясь в постоянном поиске путей повышения возможностей своего тела, Брюс Ли в совершенстве овладел техниками различных единоборств, таких как: кунг-фу, дзюдо, джиу-джитсу и создал собственный стиль Джит Кун До – «Путь опережающего кулака», который он сам называл «стиль без стиля».

Отойдя от существовавших правил традиционных школ, используя только лучшие и эффективные приемы, Ли наносил удар в тот момент, когда противник только начинал атаковать, работая на опережение. Его бои были зрелищными и непредсказуемыми. Боевым искусствам он уделял большую часть своего свободного времени.

Закат легенды. Версии о смерти Брюса Ли

Легендарный мастер кунг-фу скончался 20 июля 1973 года в Гонконге, работая над фильмом «Игра смерти». В течение дня он вдруг почувствовал себя плохо. Приняв обезболивающее, прилег отдохнуть… и уже не проснулся. Официальной версией смерти Брюса Ли является отек головного мозга, предположительно, вследствие приема того самого злополучного препарата. Однако поверить в то, что молодой крепкий мужчина, никогда не имевший серьезных проблем со здоровьем, скончался от обычной таблетки аспирина очень сложно. Поклонники Брюса были того же мнения, долгое время считая, что их кумир на самом деле жив, просто решил устраниться от мирской суеты. Предположение о том, что актера могли сгубить наркотики, не получило подтверждения.

Активно развивалась и до сих пор существует версия о том, что актер мог быть убит по заказу «Триады», либо другим мастером в наказание за раскрытие иноземцам секретов тайного боевого искусства. Известно, что некоторые бойцы кунг-фу владеют приемом «смертельного касания». Возможно, Брюс Ли мог стать жертвой одного из них, но подтвердить или опровергнуть эту гипотезу вряд ли когда-нибудь удастся. В последние месяцы он был сам не свой: начал сильно выпивать, чего с ним не случалось никогда, и часто впадал в депрессию. Друзьям и родным он неоднократно говорил, что не доживет до своего 33-летия. Незадолго до смерти актера, с крыши его дома упал талисман, призванный хранить жилище от злых духов.

Подобные недобрые предзнаменования и породили мистическую версию о смерти Брюса Ли. Несмотря на то, что у себя на родине актер пользовался огромной популярностью и искренней любовью, есть также те, кто считает его предателем и отступником, навлекшим на себя гнев богов. Стиль Джит Кун-До, разработанный им, некоторые мастера боевых искусств называют кощунством и надругательством над священными принципами кунг-фу. После загадочной гибели Брэндона Ли разговоры о том, что род Брюса был проклят, только усилились.

Как бы то ни было, для миллионов своих соотечественников «Маленький Феникс» навсегда остался национальным героем и бессмертной легендой. В ноябре 2005 года благодарные жители Гонконга установили на берегу залива Виктория памятник своему знаменитому земляку, отлитый из бронзы. А на голливудской и гонконгской Аллеях славы открыты звезды с его именем.

Рекорды, зафиксированные неофициальными источниками

К числу рекордов Брюса Ли можно отнести следующие достижения:

  • Сила его бокового удара была такова, что он разрывал им ткань подвешенных мешков из плотной мешковины, наполненных рисом.
  • Брюс за один подход наматывал на велотренажере 16 км (продолжительность — 45 мин).
  • Он мог опрокинуть наземь 200-килограммового человека, едва коснувшись его кистью руки (это он называл ударом «Прикосновение мастера» или «Ударом чии»).
  • Как-то раз мастеру удалось ударом кулака проломить шлем для защиты лица, который на проверке не могли разбить кувалдой.
  • Боксерскую грушу в 136 кг весом Брюс мог ударом ноги отправить в полет так, что она ударялась о потолок.
  • Демонстрируя свою быстроту, он с легкостью мог заменить монету одного номинала, лежащую в ладони человека, на монету другого номинала, пока тот успевал сжать ладонь.
  • Он мог подтягиваться на турнике, вися на одной руке, свыше 50 раз.
  • С места он мог подпрыгнуть на высоту 3 метра.
  • Брюс ни разу не проигрывал в поединках за всю историю своей бойцовской карьеры.

Усердно тренируйся, сильно бей

Любой разговор о тренировочных принципах Брюса Ли должен начинаться с его фирменного стиля боевого искусства. Освоение восточных единоборств Брюс начал под руководством великого мастера Ип Ман – патриарха школы Вин-Чунь (стиль Кунг-фу). Познав азы, Ли продолжил развиваться и со временем создал свой собственный стиль – Джит Кун До. В отличие от традиционных школ, Джит Кун До не привязан к каким-либо неизменным догматам. По словам Ли, это «стиль без стиля», свободный полет в единоборствах, который берет на вооружение все, что эффективно.

Но значит ли это, что Брюсу не нужно было тщательно отрабатывать свою технику? Напротив, он должен был держать в полной боевой готовности весь арсенал своих приемов, и потому он посвящал тренировкам львиную долю свободного времени. Вот типичный список ударов ногами и руками, которые отрабатывал Ли.

Удары по боксёрскому мешку

Удары руками: понедельник/среда/пятница

  • Джеб – пневматическая груша, настенная подушка, груша и напольный мешок
  • Кросс – настенная подушка, тяжелый боксерский мешок, груша и напольный мешок
  • Хук – тяжелый боксерский мешок, настенная подушка, груша и напольный мешок
  • Кросс сверху вниз – подушка, тяжелый боксерский мешок
  • Серии – тяжелый боксерский мешок, груша и напольный мешок
  • Скоростная тренировка с пневматической грушей на платформе

Удары ногами: вторник/четверг/суббота

  • Боковой удар
  • Боковой хук ногой
  • Удар ногой в повороте
  • Прямой и задний удар
  • Удар пяткой

Ли часто говорил, что боксерский мешок нельзя бить автоматически, без эмоций. Представьте себе, что мешок – это ваш злейший враг, и врежьте ему от души

Также он акцентировал внимание на том, как важно оставаться неуязвимым во время атаки – даже на тренировках. Ли постоянно двигался, делал отвлекающие маневры, наносил ложные удары и отступал в сторону даже во время работы с боксерским мешком, имитируя тем самым реальную схватку. Он свято верил в то, что боец, который несерьезно относится к тренировкам, никогда не сможет применить свои умения в стрессовой ситуации

Он свято верил в то, что боец, который несерьезно относится к тренировкам, никогда не сможет применить свои умения в стрессовой ситуации.

Некоторые физические достижения

  • Время удара рукой из свободного положения — пять сотых секунды.
  • Брюс Ли мог удерживать 32-килограммовую гирю на вытянутой вперёд руке 20 секунд.
  • Удары Брюса Ли были настолько быстрыми, что порой их не удавалось заснять обычной в то время технологией 24 кадра в секунду, поэтому некоторые сцены приходилось снимать 32-кадровым способом.
  • Брюс Ли мог держать ноги уголком в упоре на руках 30 минут и больше.
  • Брюс Ли мог подбрасывать в воздух зёрна риса и ловить их палочками для еды.
  • Брюс Ли мог пальцами пробить неоткрытую банку колы (в те времена жесть, из которой изготавливалась ёмкость, была значительно толще)
  • Брюс Ли мог отжиматься на пальце одной руки, а также подтягиваться, используя только большой и указательный пальцы для обхвата перекладины.
  • Для демонстрации своей скорости, Брюс мог заменить 10-центовую монету, лежащую на ладони другого человека, на 1-центовую, прежде чем тот успевал её сжать.

Синоби

К холодному оружию в Японии с трепетом относились во все времена. В особенности его почитали ниндзя, которых в самой Стране восходящего солнца называли «синоби». Многие представления об этих таинственных бойцах не имеют ничего общего с реальностью и были придуманы в 20 веке. Например, метательными звездочками сюрикэнами, которые мы привыкли видеть в кино, пользовались исключительно самураи. Настоящие ниндзя дрались в основном обычными фермерскими серпами.

Черный костюм и маску синоби никогда не носили. Этот стереотип возник благодаря японскому театру кабуки. Чтобы актеров, которые играли вездесущих наемников, не было видно в слабоосвещенном зале, их облачали в темное. Так они могли свободно перемещаться с одного края сцены на другой. Настоящие же ниндзя надевали одежду бледно-зеленого или коричневого цвета, потому что она не бликует в сумерках.

Расцвет эпохи синоби продолжался два столетия, с 15 по 17 век. В это время на территории феодальной Японии действовало более шестидесяти кланов ниндзя. Каждая семья имела свою специализацию. Одни стреляли из духовых ружей, другие изготавливали взрывчатые вещества, а кто-то варил ядовитые зелья из трав.

Своим появлением все без исключения ниндзя обязаны горным монахам ямабуси, которые пришли в Японию из Индии, чтобы отыскать напиток бессмертия и обрести сущность Будды. Но удалось ли им это?

По мнению исследователей, монахи ямабуси обладали многими тайными знаниями. Часть из них легла в основу дисциплины ниндзюцу, что дословно означает «искусство быть невидимым». Мало кто знает, но в Японии до сих пор живет настоящий ниндзя. Дзинъити Каваками – последний из семьи Бан, которая входила в могущественный клан Кога.

Мужчина преподает историю в университете, а в свободное время обучает земляков ниндзюцу. Он внимательно прочел древние свитки. Правда, большая часть рукописей пылится на полках – просто потому, что в бумагах описаны техники, применять которые в современном мире противозаконно.

Официально подтвержденные рекорды

Это те достижения, которые когда-либо производились на глазах журналистов, и которые освящались в заслуживающей доверия серьезной прессе, мемуарах и прочих литературных работах известных личностей. К числу официально подтвержденных мировых рекордов Брюса Ли можно отнести:

  • Способность наносить удары с такой скоростью, что тогдашняя технология видеосъемки – 24 кадра в секунду – попросту не могла успеть заснять эти удары. Для съемок боев с Брюсом приходилось снимать его действия с частотой 32 кадра в секунду, но линии оказывались расплывчатыми.
  • Способность Брюса держать «уголок» (согнутые под углом 90 градусов относительно тела выпрямленные в коленях ноги) с упором на руках более 30 минут кряду.
  • Способность при своем весе в 65 кг удерживать 34-килограммовую гирю на вытянутой параллельно земной поверхности руке более 3 секунд.
  • Способность пробивать жесть тогдашних стальных пивных бутылок пальцами руки.
  • Способность подтягиваться, вися на перекладине на одних мизинцах, и отжиматься, упираясь в землю двумя пальцами одной из рук.
  • Способность подбрасывать и ловить на лету рисовые зерна палочками для еды.

«Толчок в 1 дюйм»,

длящийся миллисекунды, представляет собой сложный комплекс движений. Начинается он в коленях. Их резкое разгибание разворачивает бедра. Это, в свою очередь, наклоняет вперед правое плечо и выбрасывает руку навстречу противнику. Затем непосредственно перед атакой пальцы складываются в кулак. Завершающая стадия – быстрый отступ. Шаг назад сокращает время воздействия на выбранную зону поражения, концентрируя энергию в одной точке.

Брюса Ли. Фото: altinmadalyon.com

Эксперты говорят, что главное во взрывном ударе Брюса Ли – идеальная координация движений. Именно она придает атаке силу, которая, по подсчетам специалистов, равняется почти двум тоннам.

Рюдзи Имаи уже прозвали «реинкарнацией Брюса Ли». Шестилетний мальчик, страстный поклонник актера, с филигранной точностью проделывает все его сложнейшие трюки. Самое невероятное, что тренируется Рюдзи всего два года. Но откуда у него взялись такие феноменальные способности? Неужели он родился вундеркиндом, или же любой, кто с детства занимается единоборствами, может достичь подобных результатов?

Книга рекордов Гиннеса

Если кто-то считает, что Брюс Ли специально созывал комиссии по подтверждению своих рекордов, он ошибается. В знаменитой Книге рекордов Гиннеса рекорд Брюса Ли был зафиксирован лишь единожды, и не за частичные достижения: он был зачислен туда как человек, проведший за свою карьеру свыше 800 поединков на ринге. Хотя документальных тому подтверждений практически нет.

Брюс терпеть не мог сражаться на публике, и если ему кто-либо и бросал вызов, то бой происходил в частном порядке на территории владений самого Брюса. Никаких камер при этом не было, поэтому до нас дошел лишь единственный официально подтвержденный бой великого мастера. Вот его короткое видео.

Но хоть в Книге рекордов Гиннеса Брюс Ли особо и не засветился, многие из его достижений являются официально подтвержденными и непобитыми по сей день. Перейдем же к ним.

Предплечья и трицепс

За скорость удара в основном отвечают эти мышцы. Выполнять упражнение на трицепс можно в любом дворе. По эффективности на первом месте отжимание на брусьях. Корпус вертикально, без наклонов, локти в верхней точке разгибаются до конца.

Упражнение на трицепс с гантелями. В положении сидя берут гантель одной рукой, заводят ее за голову, сгибают и выпрямляют руку в локте. Затем меняют руку. Следующее упражнение – находясь в положении стоя, делают одной ногой шаг вперед и сгибают переднюю ногу в колене. В противоположную руку берут гантель, вытягивают руку назад. Плавно сгибают и разгибают руку в локте.

Биомеханика воздействия

В данном ударе голова важнее тела. За короткий промежуток времени преодолевается мизерное расстояние, но, при этом, происходит сложный комплекс движений всего туловища. Подробно это описывает У. Херквиц в одной из своих научных статей «Популярной механики».

Весь процесс начинается с ног. Они молниеносно разгибаются в коленных суставах и увеличивают скорость вращения бедер. Это приводит к образованию наклона у плеча ударной руки. Она, при этом, делает свою работу – разгибается в локтевом суставе, выводя кулак на боевую позицию. Он сжимается в самом конце движения, что добавляет динамики.

После нанесения удара, Брюс Ли сразу же делает шаг назад, полностью расслабляясь. Эксперты считают, что это дополнительно стимулирует мощность воздействия. Он, как-бы сосредотачивает воздействие самых больших мышц своего тела на участке малой площади. Все происходит с максимальным ускорением.

Координация и синхронность всех действий в данном случае самое главное. Синхронизация всего возможна только при наличии у бойца тренированного участка мозга, имеющего название «моторная кора». Он отвечает за наличие координации между мышцами конечностей, которые участвуют при формировании ударов в ближнем бою.

Все это достигается путем многолетних тренировок. Боец работает над техникой, медитирует, учится концентрации. Это тренирует мозг. Данная техника уходит корнями глубоко в основы древнекитайской школы фа-цзин, откуда Брюс Ли и получил знания и навыки, необходимые при выполнении «удара в один дюйм».

Работа на снарядах (мешке) с гантелями

Для одного из упражнений нужно взять в руки гантели. Начать можно со снаряда весом в 200 граммов. Задаем секундомеру определенный промежуток времени. Например, 30 секунд работаем так: двойку + три удара или определенную серию ударов. По окончании времени убирают гантели и работают 30 секунд – те же удары без них. Продолжают эти подходы на протяжении 180 секунд. Минуту отдыхают и начинают заново, меняя серию ударов. Применяется такой подход для решения задачи, можно увеличить скорость удара рукой в боксе, карате и других видах спорта.

При наличии в спортивном зале различных по своему составу мешков, будет правильным каждый раунд отрабатывать удары на снарядах разного веса и твердости. Тогда скорость удара рукой будет ощутимо меняться. Работая на тяжелой груше, нужно бить сквозь нее стараясь вытолкнуть ударами. Такие тренировки помогают понять, как увеличить скорость удара рукой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector