Сенситивные периоды развития скоростно-силовых способностей

Коротко о главном

Родителям важно знать, в каком возрасте обычно начинается тот или иной сензитивный период и как определить, что он начался и закончился. Это поможет создать для ребёнка условия, отвечающие потребностям его развития и лучше всего подходящие для освоения конкретных навыков.
Возрастная сензитивность к порядку, развитию движений, речи, восприятию мелких деталей, развития и уточнения чувств, освоения социальных норм и др

начинается и заканчивается в разное время у каждого малыша.
Внимательность, компетентность родителей и готовность проводить с малышом много времени — важнейшие условия развития ребёнка в наиболее подходящий для этого период.
Наблюдая, можно увидеть, когда и какие занятия лучше предложить своему ребёнку. Опираться необходимо на деятельность, которая интересует и увлекает малыша больше всего. К которой внезапно появился интерес.
Если период наибольшей чувствительности к освоению навыков упущен, нужно обучать ребёнка постепенно. Да, процесс будет проходить медленнее. Однако это не значит, что для человека возможность научиться чему-то утеряна совсем. Вопрос в скорости, сложности обучения и качестве результата.

Материал подготовлен по курсу Монтессори-педагога и к. п. н. В. Н. Могилёвой «Сензитивные периоды развития ребёнка»

Фото Анны Ефремовой, Марии Лучаниновой, Ольги Горевой, Татьяны Харченко и из нашего Монтессори-центра «Отрада»

Инфографика Ирины Козиной

Критические фазы развития личности

Л.С. Выготский ввел в психологию такое понятие, как «критический период». Этому термину советский психолог дал следующее краткое определение: «Кризисный этап – это целый спектр глобальных перестроек, которые происходят с психикой человека в определенное время».

Подросток

На протяжении жизни у индивида отмечаются 5 критических периодов развития личности:

  1. Фаза новорожденности. Считается промежуточной между внутриутробной и внеутробной жизнью. В этот период малыш наиболее беспомощен. У него отсутствуют какие-либо сложившиеся поведенческие навыки. Большинство психоаналитиков сходится во мнении, что рождение – первая сильная травма, которую получает ребенок после появления на свет.
  2. Кризис 1 года. Возникает в фазу перехода индивида из младенчества в раннее детство. Для этого периода характерны проявление аффективных реакций и всплеск самостоятельности. Взрывные реакции могут возникнуть у ребенка из-за непонимания взрослыми его жестов, мимики, желаний и слов.
  3. Период 3-х лет. Эта кризисная фаза находится на границе между ранним детством и дошкольным периодом. Считается одной из самых сложных. Ребенок пересматривает старую систему отношений с окружающими, старается выстроить более глубокие связи, стремится выделить собственное «Я». В 3-летнем возрасте у малыша часто проявляются упрямство, негативизм, своеволие, деспотизм, строптивость. Подобные проявления помогают зародиться потребностям в признании и уважении. Из-за этого кризисную фазу психологи нередко называют периодом «Я сам».
  4. Фаза 6-7 лет. Кризис в этом возрасте неразрывно связан с личностным развитием ребенка и появлением самосознания. Для этого периода характерны потеря детской непосредственности, желание скрыть обиду или грусть, появление манерных действий. Из-за этого у ребенка возникают трудности при общении с взрослыми людьми, он становится замкнутым и неуправляемым. Указать на ошибки такому чаду будет все труднее, так как малыш отказывается признавать свое неправильное поведение.
  5. Подростковый кризис 12-14 лет. Выпадает на период полового созревания. Длится эта критическая фаза дольше остальных. В этот период у подростка меняются взаимоотношения с людьми. С его стороны наблюдается появление повышенных требований к себе и окружающим, нередко возникают протесты против непризнания его взрослости. Ему хочется доказать, что он – уже не ребенок. В 12-14 лет поведение кардинально меняется: подростки могут игнорировать замечания взрослых, все делать наперекор, грубо общаться. Некоторые дети замыкаются в себе.

Критические фазы – относительно недолгие возрастные кризисы, для которых характерны резкие психические изменения.

Длятся критические периоды около нескольких месяцев. В неблагоприятных условиях могут растянуться на 1-2 года.

Сензитивный период развития речи

Длится в среднем от 0 до 6 лет.

В возрасте до года:
Дети учатся подражать звукам.

В возрасте около 1 года:
Кроха сознательно выговаривает первое слово; впервые в его жизни происходит словесное выражение мысли.

В возрасте около 1.5 лет:
Малыш начинает выражать свои чувства, желания

Важно понимать, что ребенок в состоянии воспринимать грамматические нормы языка и способен грамматически точно сформулировать предложение.

Что это значит?

В возрасте 2.5 — 3 лет кроха часто разговаривает сам с собой. Это возможность подслушать его мысли, увидеть в них логику или нелогичность мышления.

В возрасте 3.5 — 4 лет: ребенок активно пополняет словарный запас, с удовольствием разговаривает, сочиняет и рассказывает истории.

Рекомендация:

С ребенком не надо сюсюкать и упрощать язык до «детского». Напротив, его нужно знакомить с богатством родного языка, его разнообразием.

Дети этого возраста живо интересуются символическим обозначением звуков — буквами, увлечённо обводят буквы из шершавой бумаги и т. д.

Поэтому в возрасте 4.5 — 5 лет выглядит совершенно естественным, что ребенок начинает по собственной воле писать отдельные слова и цифры, старается написать своё имя.

Наконец, в возрасте около 6 лет ребенок готов и хочет учиться читать.

Если ребенку приходится делать что-либо вне рамок соответствующего сензитивного периода, то есть под принуждением (учиться читать, писать и проч.), то к результату он приходит позже или не приходит вовсе.

Как развить сензитивные навыки

Мнемотехника для развития памяти для взрослых и детей — методы и приемы

Наличие сензитивных навыков способствует не только развитию личности человека, но и благотворно влияет на взаимодействие с социумом.

Важно! Улучшение сенситивных способностей во взрослом возрасте возможно при помощи различных тренингов и семинаров по личностному росту. Подобные групповые встречи способствуют усовершенствованию наблюдательных навыков, развитию эмпатии и понимаю причинно-следственных связей поведения людей

Тренинг

Среди наиболее эффективных психологических упражнений можно выделить следующие варианты:

  1. Для улучшения наблюдательной сензитивности членам группы необходимо взять друг друга за руки, создав круг. Каждый участник должен попытаться почувствовать настроение и мысли человека, чью ладонь он держит в левой руке. Свое предположение все члены группы обязаны проговорить вслух. Человек, чьи эмоции угадываются, должен либо подтвердить их, либо опровергнуть. Подобные тренировки помогают выявить стереотипы, которые использует человек во время анализа поведения окружающих.
  2. Чтобы развить эмоциональное восприятие, участникам тренинга необходимо усесться полукругом таким образом, чтобы они могли наблюдать друг за другом. Каждый человек получает по 1 специальной карточке, на которой записаны названия определенных эмоций. Задача участников заключается в том, чтобы выйти в центр полукруга, повернуться спиной ко всем членам тренинга и при помощи телодвижений и жестов продемонстрировать заданную эмоцию. Задача всех остальных – распознать чувства, которые показывает человек.
  3. Для улучшения наблюдательных способностей одному участнику тренинга необходимо покинуть комнату. Задача всех остальных членов группы – разместиться в разных позах. После этого человек, который покинул помещение, должен вернуться и попытаться запомнить, как расположились все участники. Когда этот член группы снова выйдет из комнаты, некоторые люди должны поменять положение тела. После возвращения вышедший участник должен рассадить членов группы так, как они сидели изначально.

Несмотря на то, что психологи выделяют универсальные этапы сензитивного развития, всегда нужно помнить, что каждый малыш является индивидуальностью. Поэтому родителям требуется ориентироваться на своего ребенка и его возможности.

Физиологические факторы проявления скоростных способностей и их сенситивные периоды

Политанов Даниил Романович

Физические качества у человека развиваются в разные периоды жизни по-разному. В один период некоторые физические качества развиваются равномерно, а в другие периоды жизни нарастают с разной интенсивностью, т.е. гетерохронно. Периоды, в которые какое-либо качество развивается наиболее интенсивно, называются сенситивными периодами.
На протяжении всей жизни системы органов человека созревают и растут, однако это происходит не совсем равномерно и не в одно время. Существуют фазы замедленного роста, сменяемые ускоренными фазами роста различных двигательных функций детей и подростков. Соответственно есть различие реакций детского организма на физические нагрузки. Поэтому необходимо различать периоды естественного прироста и результата тренировочной деятельности. Важный типологический признак — это особенности телосложения от него зависят метаболические и нейромоторные процессы. Дифференцировать подход к физическому воспитанию можно используя типы телосложения в виде критерия для распределения по группам. В 8-9 лет наблюдается максимальный прирост скорости у школьников с мышечным типом телосложения, в то время как у детей с астеноторакальным и дигестивным типами эти же процессы происходят на год раньше в 7-8 лет.
Кроме этого существуют различные показатели силы мышц. Мышечная сила у девочек к 10-12 годам возрастает настолько, что они становятся относительно сильнее мальчиков. Далее отмечается преимущественное по­вышение силы мышц у мальчиков, особенно интенсивно она увеличивается к концу периода полового созревания. К 12 — 15 годам мышечная сила у мальчиков приблизительно на 30% выше показателя силы у девочек.
Самый большой прирост мышечной силы у мальчиков отмечается в 15 — 16 лет. В период с 8 до 13 лет у мальчиков максимум средней силы увеличивается на 25 %, у девочек — на 21 %. Скоростные способности наиболее благоприятно развивать в период от 7 до 11 лет. Позднее развить те или иные качества значительно сложнее. К возрасту 14-15 лет наступает стабилизация основных показателей быстроты простых реакций и максимальной частоты движений. Занятия разными видами спорта положительно влияют на развитие скоростных способностей и рост показателей скоростных способностей продолжается до 25 лет. Половые различия в уровне развития скоростных способностей не велики до 12-13-летнего возраста

Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты целостных двигательных действий (в беге, плавании и т.д.).
Показатели сенситивных периодов в развитии физических качеств у школьников, имеющих разные типы телосложения, свидетельствуют о том, что: у девочек в среднем школьном возрасте целенаправленно и эффективно развиваются такие способности как: скоростно-силовые (к 11-12 годам); скорость движений (к 11-12 годам); выносливость в статическом режиме (к 12-13 годам), в динамическом режиме (к 12-13 годам), в зонах большой и максимальной интенсивности (к 13-14 годам), а у мальчиков среднего школьного возраста: скоростно-силовые (к 11-12 годам); скорость двигательной реакции (к 11-12 годам); собственно-силовые (к 13-14 годам); выносливость в динамическом (к 11-13 годам) и в статическом режимах (к 13-15 годам); способность выполнять сложно-координационные упражнения (к 14-15 годам), упражнения с большой амплитудой движения (к 13-14 годам); выносливость в зоне максимальной интенсивности к 14-15 годам.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что для каждого возрастного периода характерны свои специфические особенности, которые особенно важно учитывать при занятиях физическими упражнениями. Особенности темпов прироста различных физических способностей у детей среднего школьного возраста и сенситивные возрастные периоды развития физических качеств отображены ниже в таблице 1.
 
 Таблица 1.
Сенситивные возрастные периоды развития
физических качеств.
 

Физическое качество Возрастной период
Аэробные возможности
(общая выносливость)
с 10 до 12 лет 17-18 лет
Специальная выносливость(спринтерская) с 14 до 16 лет
Анаэробные возможности (специальная выносливость бегунов на средние и длинные дистанции) с 13 до 15 лет с17 до 19 лет
Быстрота: — показатели темпа движений; — скорость одиночного движения; — двигательная реакция с 9 до 12 и с 14 до 16 лет с 9 до 13 лет с 9 до 12 лет
Скоростно-силовые качества 9-10 лет с 14 до 17 лет
Абсолютная сила с 14 до 17 лет
Гибкость с 7 до 10 лет с 13 до 14 лет
Ловкость С 7 до 10 лет 16-17 лет

Рекомендации

Сегодня многие родители осознают важность раннего развития детей. То, что мы узнали о сензитивных периодах, с одной стороны, подтверждает эту мысль

С другой стороны, представляется спорным стремление родителей чуть ли не с пеленок нагрузить малыша серьезными занятиями иностранным языком, спортом, танцами, чтением и другими, полезными для его будущего, предметами.

Правильнее прислушаться к природе с тем, чтобы дать ребенку максимальное количество возможностей для развития в благоприятный период, создать такие условия, в которых формирование разных сторон психики ребенка будет оптимальным. Для этого:

  1. Наблюдайте за ребенком. Помните, что приверженность ребенка к какому-либо действию или предмету – верный признак того, что он находится на пике соответствующего сензитивного периода.
  2. Старайтесь не упустить время, ведь благоприятные периоды проходят безвозвратно. Заранее приготовьтесь к наступлению следующего периода: подготовьте окружающую среду, подберите дидактический материал, продумайте способы занятий.
  3. Помните, что сензитивные периоды индивидуальны. У разных детей их сроки могут быть разными, и выраженность пика периода тоже может быть разной. Предполагая наступление периода, занимайтесь с ребенком в зоне его ближайшего развития. Тогда заметить начало периода будет легко.
  4. Во время начала и пика периода старайтесь дать ребенку как можно больше материала для занятий. В этот момент не бойтесь перегрузить его – скорость восприятия и обработки соответствующего периоду материала повышается в 10-15 раз (по сравнению с обычным временем).
  5. Не стоит бороться с природой; не заставляйте ребенка заниматься чем-то по принуждению. Результат, скорее всего, будет посредственным. Напротив, занятия в рамках благоприятного периода принесут не просто великолепные плоды, но доставят радость, как малышу, так и его родителям.

Сензитивный период восприятия порядка.

Этот сензитивный период подробно не описан нигде, кроме работ Марии Монтессори: «Истинная сущность разума состоит в придании порядка хаотичным впечатлениям, исходящим от окружающего мира».

Длится этот период от 0 до 3 лет, причем этап наивысшей его интенсивности наступает около 2 — 2.5 лет.

«Для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы — вода, в которой она плавает. В раннем детском возрасте человеческий дух берет из окружающего мира ориентирующие элементы, которые нужны для последующего овладения окружающим миром», — писала Мария Монтессори.

Очень важно, чтобы в жизни ребенка в возрасте от 0 до 3 лет сопутствовал внешний распорядок. От того, насколько упорядочена окружающая среда в этот период, зависит его внутреннее спокойствие в дальнейшей жизни – порядок в его мыслях, поступках.. Монтессори подчеркивает, что в возрасте 2 — 2.5 лет ребенок испытывает характерную любовь, точнее — настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка

Ему необходимо, чтобы всё повторялось и было предсказуемо в его доме, в режиме дня и в поведении взрослых по отношению к нему.

Монтессори подчеркивает, что в возрасте 2 — 2.5 лет ребенок испытывает характерную любовь, точнее — настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка. Ему необходимо, чтобы всё повторялось и было предсказуемо в его доме, в режиме дня и в поведении взрослых по отношению к нему.

Как определить сензитивные периоды у своего ребёнка

Сензитивные периоды протекают плавно, они незаметно начинаются и так же незаметно заканчиваются, поэтому определить длительность, точное начало и конец практически невозможно. Но вот на пике их проявления очень яркие: ребёнок необычайно настойчив в выборе деятельности и активно ищет нужные предметы для её организации.

Вот основные признаки наступления пика сензитивного периода.

У ребёнка возникает непреодолимая тяга к какой-то деятельности или предметам

Как когда он везде ищет буквы: обращает внимание на вывески в магазинах, находит заглавные буквы в книгах, задаёт вопросы типа «А это какая буква?», просит назвать каждую букву. Такое внимание показывает нам, что он в сензитивном периоде развития языка (а именно — чтения)

Ребёнок повторяет одну и ту же деятельность много раз, с огромным энтузиазмом, энергией, усердием. Когда учится вставать, то держится за какой-то предмет в комнате, подтягивается, встаёт, снова падает, может удариться и заплакать. Но потом какая-то неведомая сила заставляет его снова и снова вставать. Таким образом он учится стоять, а затем и ходить. Такое активное движение говорит нам, что начался сензитивный период перемещения — уверенного самостоятельного стояния в пространстве и ходьбы в последующем.

Деятельность очень насыщенная и продолжительная, но она не приводит ребёнка к усталости и апатии. Наоборот, его активность возрастает, он становится всё более и более настойчивым, может заниматься каким-то делом часами. Дошкольники много рисуют, некоторые создают в год около тысячи рисунков. Причём рисуют они каждый день и подолгу. Таким образом ребёнок неосознанно готовит руку к письму.

Взрослые могут быть недовольны, что ребёнок столько времени проводит за рисованием. Кажется, что лучше бы он занялся чем-то более полезным: учил буквы, считал, писал и т. д. Его могут отвести на занятия по подготовке к школе, где предложат прописывать буквы. Но в результате такой подход демотивирует по отношению к письму.

Если в момент деятельности ребёнка прерывают или мешают его деятельности, он проявляет крайнее недовольство. Это стресс, когда малыш увлечён и кто-то его позвал или прервал. Он не почувствует удовлетворения от результата своих усилий, поэтому в процессе прерывания может вести себя совершенно неадекватно.

Иногда родители неуважительно относятся к детской деятельности, считая, что она не так важна, как их дела. Неосведомлённый взрослый может полагать, что ребёнок занимается какими-то незначительными вещами и его можно остановить в любой момент.

Например, так происходит, когда съезжает с горки один раз, другой, третий и родители считают, что они лучше знают, сколько раз достаточно для него: «Хватит уже кататься, иди в песочнице поиграй». Другое дело, когда действительно пора уходить — тогда можно заранее предупредить: «Скатись с горки три раза, и мы пойдём домой».

Удовольствие и радость, которые появляются у ребёнка после выполнения деятельности. Несмотря на длительность занятия, на которое он может потратить несколько часов, в конце ребёнок абсолютно не испытывает усталости, а сияет от радости. Часто он может принести вам результат своей деятельности — показать рисунок или аппликацию.

Ребёнок в сензитивном периоде легко учится, получает знания и навыки. Ни в какой другой отрезок времени это так быстро и просто не происходит.

Если ребёнок учится ходить в сензитивный период, то он осваивает этот навык очень быстро, за пару месяцев. Сначала он ползает, а затем встаёт, делает шаги с опорой и начинает ходить самостоятельно. Но если ребёнка носили долго на руках или помещали в ходунки, то его мышцы не окрепнут для ходьбы, и это может существенно отодвинуть первые шаги.

После удовлетворения потребности у ребёнка возникает полное равнодушие к тому, что его ещё так недавно привлекало. В период около 2 лет у ребёнка возникает период максимального усилия. Ребёнку постоянно хочется носить перед собой тяжести. Природа предусмотрела этот период для того, чтобы тяжести научили ребёнка балансировать в пространстве во время ходьбы.

Ребёнок хватает предметы, которые взрослым кажутся тяжёлыми, близкими к весу ребёнка, и с радостью и лёгкостью носит эти предметы. Как только этот период проходит, ребёнок начинает ходить уверено, его тело приобретает в пространстве чёткое вертикальное положение, интерес к переносу тяжестей у ребёнка резко пропадает. И уже если вы предложите ему принести что-то тяжёлое, он откажется.

Сензитивные периоды развития личности

В сензитивный период человек наиболее предрасположен к воздействию педагогической среды. Любое обучение играет важную роль в формировании личности ребенка.

Справка! Для развития определенных черт характера малышу требуются наличие благоприятных условий в социальной среде и качество предоставляемых знаний и умений.

Среди основных сенситивных периодов развития личности можно выделить следующие этапы:

  1. С рождения до 1,5 лет. Активное формирование двигательных способностей.
  2. От 1 года до 4-х лет. Появляется интерес к небольшим деталям.
  3. От 1,5 до 4-х лет. Координационный период.
  4. От 2-х до 4-х лет. Формируется понимание порядка.
  5. От 2-х до 6 лет. Развивается восприятие музыкальных композиций и звуков.
  6. От 2-х до 6 лет. Ребенок хорошо обучается этикету и вежливому общению с окружающими.
  7. От 2-х до 6 лет. К этому возрасту относится благоприятный период для развития дифференциального восприятия.
  8. От 3-х до 5-6 лет. Хороший возраст для освоения чтения.
  9. От 3,5 до 4,5 лет. Благоприятный период для освоения письма.
  10. От 3,5 до 4,5 лет. Психологи советуют развивать пространственное восприятие.
  11. От 4-х до 6 лет. Возраст подходит для освоения элементарной математики.

Физические способности ребенка необходимо развивать в любой период, вне зависимости от того, сколько ему лет.

На картинке можно ознакомиться с основными этапами формирования выносливости, силы, быстроты, ловкости и гибкости.

Этапы сензитивного развития

Сензитивные периоды психического развития

Психическое развитие индивида представляет собой последовательный переход от одной фазы к другой. При этом на каждом этапе формируются разные направления психики.

Справка! Мария Монтессори – знаменитый итальянский педагог, считала, что быстрое, радостное и полноценное обучение у ребенка может протекать только в том случае, если учитывать соответствующий сензитивный этап.

Среди основных сензитивных периодов развития можно выделить:

Этап развития речи, на котором ребенок учится понимать, осознавать и воспроизводить слова. Длится с рождения до 6 лет.
Этап восприятия порядка. Длится с рождения до 3-х лет. В этот период у ребенка формируется внутренний порядок во времени, окружающей среде и обществе взрослых.
Этап сенсорного развития. Длится с рождения до 5-6 лет. Для этого этапа характерно улучшение развития органов чувств.
Период восприятия небольших предметов. Длится от 1,5 лет до 2,5. На этом этапе малыша интересует формирование целого и его частей. Именно поэтому дети в этом возрасте любят разглядывать маленькие предметы, бить и ломать вещи. Благодаря этому, они начинают понимать, что мир состоит из небольших частей.
Этап развития действий и движений. Длится с 1 года до 4-х лет. При малоактивном образе жизни последующее учебное развитие малыша замедляется.
Этап формирования социальных навыков. Длится с 2-х до 6 лет

В этот период малыш начинает понимать важность вежливого поведения.

Сензитивный период развития речи

Длится сензитивный период развития речи от 0 до 6 лет. Начало он берет еще в фазу пребывания малыша в утробе матери.

Развитие речи

В данном периоде можно выделить 5 этапов развития речи:

От рождения до 4,5 месяцев. Ребенок воспринимает речь как что-то особенное, пытается подражать звукам. Пытаясь надуть пузыри или выплюнуть что-то, малыш тренирует мышцы речевого аппарата.
От полугода до 1,5 лет. В этот период ребенок старается сознательно выражать мысли при помощи речи. На этом этапе малыш выговаривает первое слово. К полутора годам ребенок пытается выразить свои желания и чувства на своем «детском» языке

Для эффективного развития речи важно много общаться с малышом, рассказывать и читать сказки.
От 2-х до 3-х лет. Словарный запас ребенка растет лавинообразными темпами

В этом возрасте малыши могут говорить сами с собой. Наблюдая за этим процессом, можно узнать мысли ребенка, а также оценить построение логических цепочек.
От 3-х до 4-х лет. В этот период малыш при помощи речи начинает решать свои проблемы. Например, просит открыть окно, дать игрушку или карандаши. Малыш говорит осознанно и целенаправленно, понимая силу собственных мыслей, которые грамотно выражаются при помощи речи.
От 4-х до 6 лет. Дошкольный возраст малыша сензитивен для развития чтения и письма. Речь ребенка становится понятна всем окружающим. У малыша не возникает проблем с выражением своих мыслей в словесной форме.

При развитии детей важно учитывать сензитивный период развития речи. Ведь если ребенок будет что-то делать под принуждением (писать, читать), то положительных результатов придется ждать долго

В особых случаях их вовсе не будет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector