Психологическая подготовка спортсмена как ресурс повышения спортивного мастерства
Содержание:
- Каких результатов ждать от психологической тренировки спортсмена
- Литература
- МОРАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКИ
- Виды спортивной подготовки
- Изучение влияния зрелищных эффектов на психику соревнующихся спортсменов.
- Психология бодибилдинга
- Как проводится психологическая тренировка спортсмена
- Воспитательная работа
- Стартовая апатия — это снижение мотивации деятельности, волевой активности и чувства ответственности. Она не позволяет спортсмену реализовать даже достигнутый уровень подготовленности.
- Игровой метод
- Выводы
Каких результатов ждать от психологической тренировки спортсмена
Эффективность психологической тренировки во многом зависит от частоты ее использования. Для получения заметных результатов она должна проводиться постоянно и иметь не менее значимое место в плане тренировок, чем физические тренировки спортсменов.
Хорошо подготовленный игрок — это тот, кто может использовать свои навыки на самом высоком уровне даже в сложных ситуациях. Поэтому спортивные психологи особенно необходимы в соревновательных видах спорта. Однако в одиночном спорте, где также необходимо соответствовать определенным требованиям, что бывает трудно, работа психолога тоже будет полезной.
Литература
- Актуальные проблемы спортивной науки в подготовке спортсменов к олимпийским играм: материалы Междунар. конф., Минск, 24–25 июня 2004 г. / под.ред. В.Г. Сивицкого. – Минск: ЗАО «Веды», 2004. – 118 с.
- Визе В. Психология футбола .
- Гибадиева В. Статьи на сайте «Р-Спорт» .
- Горская Г.Б., Ахметов С.М., Чернышенко Ю.К. Ранняя профессионализация одаренных детей: ресурс развития или источник дисгармонии // Вестник Адыгейского университета. – 2013. – № 3(123). – С. 110–118.
- Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. – М.: ИЦ «Академия», 1996. – 224 с.
- Ловягина А.Е., Ильина Н.Л., Волков Д.Н. Психология физической культуры и спорта: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2016. – 531 с.
- Малкин В.Р. Почему тренер и спортивный психолог не могут найти друг друга (из практики работы психолога) // Спортивный психолог. – 2005. – № 2(5). – С. 4–9.
- Подготовка педагога дополнительного образования в области физической культуры: психологическое сопровождение в детско-юношеском спорте: учебник для среднего профессионального образования / Под общ. ред. А.В. Родионова. – М.: Юрайт, 2020. – 251 с.
- Психология детско-юношеского спорта: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А.В. Родионова. – М.: Физическая культура и спорт, 2013. – 277 с.
- Хвацкая Е.Е., Латышева Н.Е. Психодиагностические методики в работе с родителями юных спортсменов // Вестник Псковского государственного университета. Серия «Психолого-педагогические науки». – 2015. – Вып. 1. – С. 209–216.
МОРАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКИ
Начинающий спортсмен уже воспитан примерами родителей в семье, близких, старших товарищей, вызывающих уважение, героев книг, кино- и телефильмов, которым хочется подражать. Тренер должен продолжать воспитание, используя и развивая то положительное, что стало частью юной натуры, и, решая свои задачи, прививать качества, необходимые для успешных занятий стендовой стрельбой.
В своей работе ему следует руководствоваться следующими педагогическими принципами:
- сознательности – спортсмен осознано, с доверием принимает советы-указания;
- систематичности – планируемое тренером постоянное, последовательное, целенаправленное применение средств воздействия;
- всесторонности – воздействие не на одну узкую сферу, а на всю психику: направленность личности, психомоторику, интеллект;
- согласованности – мероприятия психического воздействия должны увязываться с другими, логически составляющими систему спортивной тренировки.
Морально-волевая и психологическая подготовки будут успешны, если в планах органично объединить задачи, отражающие специфику стендовой стрельбы и наиболее типичные для большинства видов спорта:
- создание коллектива и оптимального психологического климата в нем;
- формирование мотивации достижений;
- применение воспитывающих воздействий для формирования личности спортсмена;
- формирование уверенности в реализации его возможностей;
- освоение приемов самоконтроля и саморегуляции;
- овладение спортсменами умением управлять психическим состоянием в тренировке и на соревнованиях с помощью психорегулирующих внешних и внутренних воздействий;
- определение наиболее вероятных источников напряжения при подготовке к главному старту сезона;
- освоение средств и методов психического восстановления.
Виды спортивной подготовки
Подготовка спортсмена — это комплексный педагогический процесс, который включает в себя множество факторов, которые в целостности способствуют достижению цели. Поэтому разделяют 6 видов спортивной подготовки:
Теоретическая подготовка. Базу или центр спортивной подготовки составляют все необходимые теоретические знания и навыки, которые необходимы для успешного физического развития в рамках определенного вида спорта.
Физическая подготовка. Процесс развития физических качеств и функциональных возможностей организма, с целью осуществления возможности достижения высоких спортивных результатов.
- Техническая подготовка. Этот вид подготовки подразумевает овладение определенными техническими навыками двигательной деятельности, которые присущи отдельным видам спорта.
- Тактическая подготовка. Это процесс овладения рациональными тактическими приемами для ведения эффективной соревновательной деятельности. При этом специальные технические приемы — неотъемлемая часть данной подготовки.
- Психологическая подготовка. Спортивная деятельность напрямую связана с психологическим давлением. Поэтому подготовка спортсмена должна предусматривать развитие стрессоустойчивости, его моральных и волевых качеств.
- Интегральная подготовка. Недавно стали выделять еще один комплексный вид подготовки спортсменов. Этот процесс направлен на развития способностей к вариативной, но целостной реализации всех выше перечисленных видов подготовки к соревновательной деятельности.
Следует также отметить, что спортивная подготовка — это целенаправленный педагогический процесс, который должен быть грамотно и методически верно организован с точки зрения чередования и объединения всех видов.
Изучение влияния зрелищных эффектов на психику соревнующихся спортсменов.
Вводные замечания
Для целей и выбора адекватных методов психологической подготовки спортсменов к предстоящему соревнованию тренеру важно знать и учитывать индивидуальные особенности восприятия спортсменами факторов публичности соревнований. Публичность соревнований выражает массовую психологию зрелища
Толпа спортивных болельщиков-зрителей на стадионе является своеобразным «социальным зеркалом» для спортсменов, которое способствует актуализации у спортсменов предстартовых состояний. Формирование у тренера практического умения диагностировать отношение (установку) спортсмена к условиям и факторам публичности соревнований является важным элементом тренерского искусства «подводки» спортсмена к соревнованию. Ниже предлагается опросный лист и балльная шкала для оценок факторов публичности соревнований спортсменами. Опрос спортсменов проводится непосредственно за 1-2 часа до соревнований либо ретроспективно после соревнований. Результаты обоих вариантов опроса помогают выявить меру субъективной реакции спортсмена на соревновательный стресс.
Инструкция
Первый вариант: «Вам предлагается участвовать в психологическом опыте с целью изучения установок спортсменов при восприятии различных факторов публичных соревнований. Отвечая на вопросы, выбирайте ответ А или Б и отмечайте свой ответ в протоколе опыта оценкой в баллах от 0 до 5».
Второй вариант: «Воспользуйтесь своим спортивным опытом и заполните опросник, в котором в каждой паре утверждений вы можете выбрать либо один вариант (А или Б), либо можете отвечать на оба варианта (А и Б), отмечая свои ответы в баллах от 0 до 5».
Инструкция для ретроспективной оценки: «Прежде всего вспомните свои старты и представьте себя на соревнованиях. Затем оцените степень значимости или влияния на вас предложенных в таблице суждений по биполярной шкале (см. ниже). Работайте самостоятельно».
Психология бодибилдинга
В бодибилдинге тема спортивной психологии актуальна как нигде. Ведь этот спорт и построен на преодолении барьеров. Усилия и борьба с самим с собой – это то, от чего на 100% зависит успех в зале. Из статьи Майка Ментцера: «Сверхусилие моей психики — вот что это было. Такой пик силы — это всегда прорыв, всегда на шаг вперед. В бодибилдинге пик умственных усилий подводит нас ближе к тому, что ученые называют скрытые резервы». Наш организм нас бережет, ставит психологические барьеры. Но люди способны на большее. Быстрее бежать, выше прыгать, больше жать – сила заложена в их природе.
Помните чувство, когда «светлая сторона» вам говорит, что только регулярные тренировки принесут вам результат, что нужно идти в зал и работать! А «темная сторона» твердит, что вы устали, вам нужен денек поваляться на диване, да и погода неважная, настроение не то, и пропуск одной тренировки никак не повлияет на тренировочный процесс! Ведь было же? Так вот, это ваше сознание, ваш мозг играет с вами, строит мини-барьер. Это происходит от недостатка мотивации. Необходимо конкретизировать цель, настроиться и идти к ней. Она придает смысл тренировкам.
Еще одна большая психологическая уловка от нашего организма — это боязнь увеличения поднимаемого веса. Иногда мы не можем адекватно оценить свои возможности и придерживаемся какого-то стандартного общепринятого плана. Тот же Ментцер в своих повествованиях рассказывал о преодолении своих барьеров. Оказалось, что внешние факторы существенно влияли на эффективность его тренировок. Друзья, которые обладали меньшей мотивацией, желанием и возможностями, не верили в способности Майка, тем самым, являлись демотиваторами. И когда Ментцер абстрагировался от всего, прислушался к своему организму, к своим ощущениям, понял себя, результат его моментально вырос почти в два раза, и это без особых усилий. Он раскрыл свой потенциал. Поэтому психология очень помогает бодибилдерам:
- Настраивает на работу с большими весами (спортсмены часто пользуются наушниками, с помощью которых создают для себя комфортную располагающую обстановку).
- В наборе мышечной массы (иногда появляются барьеры, понижается прогресс роста, в этот час главное для спортсмена — грамотно преодолеть его. Перестроить свой процесс построения тренировки, питания, и продолжать идти к своей цели).
- Преодолеть психологический барьер после большого перерыва (это может быть реабилитация после травмы или болезни, когда у человека появляется страх не только перед весами, но и тренировками в целом. В этом случае можно воспользоваться услугами спортивного психолога, тогда возвращение пройдет более эффективно и точно правильно).
- Преодоление боли. Профессиональное занятие спортом не исключает травмы и боли. Психологический настрой позволяет все принимать как часть тренировочного процесса.
Как проводится психологическая тренировка спортсмена
Основными элементами психологического тренинга являются также упражнения, которые позволяют влиять на состояние тела спортсмена. Это необходимо для овладения психорегуляторными техниками. Они также могкт быть чрезвычайно полезны при занятиях спортом.
Способы
В последние годы в процессе современных спортивных тренировок все больше внимания уделяется психике игроков и работе психологов в команде. Работа с психикой человека может быть чрезвычайно полезна для достижения больших и лучших результатов. В том числе для спортивных соревнований. Олимпийские тесты, проведенные в 1988 году Orlicek and Partington (1988), показали, что лучшие игроки связывают свои успехи со следующими элементами психологической тренировки:
ежедневные психологические тренировки, точное определение и постановка тренировочных целей, умение фокусировать внимание на упражнениях, способность контролировать эмоции благодаря релаксационным тренировкам или другим подобным техникам, имитационная тренировка, то есть введение элементов, имитирующих реальные соревнования. Результаты показывают, насколько важна психологическая подготовка в современном спорте, когда различия в физической и технической подготовленности отдельных спортсменов стали невелики
Результаты показывают, насколько важна психологическая подготовка в современном спорте, когда различия в физической и технической подготовленности отдельных спортсменов стали невелики.
Это подтверждается данными исследований (Moran 1995) по использованию умственных тренировок в спорте. Они проводились среди тренеров, работающих с теннисистами. 90% тренеров считают психологическую подготовку в теннисе очень важным фактором, определяющим высокие спортивные достижения.
Психологические тренировки, также как техническая и физическая подготовка, имеют долгосрочный результат. Однако это сложный процесс, который требует от спортсмена полной отдачи и концентрации. Хотя спортсмен использует свое тело в качестве инструмента для достижения определенных спортивных целей, его ум, мышление, мотивация и потребности являются его движущей силой.
Методы
Психологические тренировки должны быть тесно связаны с обычными спортивными тренировками и следовать схожим принципам.
В психологических тренировках используются такие «средства» и «инструменты», как определенные мысли, внутренний диалог, память, воображение и восприятие как на уровне сознательных действий, так и с использованием подсознания.
В случае спорта такие тренировки должны привести не только к развитию умственных способностей, но также к улучшению движения и координации. То есть прежде всего, к усилению контроля над собственной физической активностью и действиями. Как следствие, это может отразиться на улучшении спортивных результатов.
Работа спортивных психологов должна во время таких тренировок должна быть в первую очередь направлена на:
Борьбу со стрессом. Быстрое достижение состояния расслабления и наоборот, быстрой мобилизации и готовности к действиям. Развитие уверенности в себе, с помощью внутренних диалогов и позитивных мыслей
Повышение концентрации и способности фокусировать внимание. Развитие способности к визуализации, например техника простого «наблюдения» за собой в состоянии повышенного контроля
Ориентация на цель, повышение решимости и приверженности.
Воспитательная работа
Одним из главных качеств спортсменов является дисциплинированность. Ее воспитание следует начинать с первых занятий, строго требуя четкое исполнение указаний тренера, соблюдения правил поведения на тренировках и соревнованиях, в школе и дома. Все эти качества воспитываются в повседневных заботах и непосредственно в спортивной деятельности.
Успешность воспитания юных спортсменов определяется способностью тренера-педагога сочетать в учебно-тренировочном процессе задачи спортивной подготовки и общего воспитании. В целях эффективности воспитания необходимо, организовывая тренировочный процесс, постоянно ставить перед юными спортсменами задачи ощутимого совершенствования, спортивного и интеллектуального. Отрицательно влияют на эффективность воспитательной работы недостаточная вариативность средств и методов обучения.
Необходимо, дав знания о нормах морали и этики, прививать обучаемым привычку постоянно следовать им; со временем эта привычка должна стать потребностью подрастающего спортсмена, чертой характера.
В педагогике широко используются многообразные воспитательные средства:
- методически правильная организация учебно-тренировочногопроцесса;
- личный пример и педагогическое мастерство тренера;
- дружный коллектив, сплоченный единством цели;
- атмосфера трудолюбия, творчества, взаимопомощи;
- бережное, вдумчивое отношение к традициям;
- система морального стимулирования;
- наставничество старших опытных спортсменов.
Часто применяются следующие формы воспитательной работы:
- активное привлечение учащихся к общественной работе;
- трудовые сборы и субботники;
- систематическое освещение событий в стране и мире;
- информации о выдающихся достижениях российских спортсменов разных видов спорта, о соревнованиях и победах стендовиков;
- беседы на общественно-политические, нравственные темы;
- встречи с ветеранами стендового спорта, интересными людьми;
- регулярное подведение итогов учебной и спортивной деятельности занимающихся;
- торжественное чествование победителей соревнований и отличников учебы;
- просмотр соревнований;
- посещение исторических мест (экскурсии в городе и на выезде);
- регулярное посещение театров и кино, музеев и выставок;
- проведение тематических бесед и диспутов, праздников, вечеров отдыха;
- оформление стендов, стенгазет, молний с поздравлениями победителей соревнований, с днями рождения занимающихся;
- введение ритуала торжественного приема вновь поступающих, проводы выпускников;
- взаимосвязи с общеобразовательной школой и школьными организациями.
В формировании нравственного облика юных спортсменов велика роль убеждения. Доводы, яркие примеры, сравнения должны быть доказательными
Не менее важно поощрение, отражающее положительную оценку действия юного спортсмена. Одобрение, похвала, благодарность должны соответствовать значимости поступка и высказаны в присутствии всего коллектива
Нельзя без оценки оставлять проступки юных спортсменов: нарушения дисциплины, уклонение от выполнения поручений, леность, проявление слабоволия. За проступок спортсмена следует наказать. Но наказание должно соответствовать проступку. Провинившийся должен осознать свою неправоту, оценив справедливость наказания. Виды наказания разнообразны. Это – осуждение, отрицательная оценка содеянного, замечание, устный выговор, разбор и оценка проступка в коллективе, отстранение от занятия.Если нарушение является случайным и юный спортсмен глубоко переживает происшедшее, то к нему должно быть проявлено дружеское участие.
Воспитанию чувства коллективизма, сплоченности способствуют выполнение общих заданий по наведению порядка на территории спортивной школы, участие в организации соревнований и участие в них, проведение вечеров отдыха, посещение театров всей группой, участие в загородных походах.
Важным условием успешной воспитательной работы является единство воспитательных воздействий семьи, педагогов общеобразовательных и спортивных школ.
Лист 1
| Лист 2
| Лист 3
| Лист 4
| Лист 5
| Лист 6
| Лист 7
| Лист 8
| Лист 9
| Лист 10
| Лист 11
| Лист 12
| Лист 13
| Лист 14 | Лист 15
| Лист 16
| Лист 17
Стартовая апатия — это снижение мотивации деятельности, волевой активности и чувства ответственности. Она не позволяет спортсмену реализовать даже достигнутый уровень подготовленности.
Таблица №1
Формы предстартовых ситуаций
Готовность к борьбе |
Стартовая лихорадка |
Стартовая апатия (эаторможенность) |
||
Физиологические показатели |
Все физиологические процессы протекают нормально |
Сильное возбуждение, острые вегетативные сдвиги (значительное учащение пульса, потение, позывы к мочеиспусканию, дрожь, ощущение слабости в нижних конечностях) |
Вялые, сильно заторможенные движения, зевота |
|
Психические показатели |
Легкое возбуждение, нетерпеливое ожидание состязания, оптимальная способность к концентрации, самообладание в поведении, ощущение силы |
Сильная нервозность, не контролируемые движения, рассеянность, забывчивость, неуверенное поведение, торопливость, необоснованная суетливость |
Вялость, медлительность, робость, упадок настроения, желание отказаться от состязания, усталость, неспособность начать работу |
|
Действия во время соревнования |
Организованное, согласованное с тактическим планом включение в соревнование, ясная ориентация, четкий контроль ситуации, все силы тактически правильно вводятся в действие, ожидавшийся соревновательный результат достигается или превышается |
Деятельность спортсмена частично дезорганизована: он борется «безголовы», теряет тактическую линию, чувство темпа, преждевременно выдыхается; не владеет двигательными координациями, при высоких технических требованиях множатся ошибки; сильная скованность |
Не ведется энергичная борьба, активность воли быстро падает, спортсмен не способен мобилизовать силы; после соревнования остается неизрасходованный запас сил, поскольку все действия выполнялись на недостаточно качественном уровне |
Спортсмен должен знать, что соревновательная лихорадка и связанные с ней симптомы овладеют им. Тренер, как правило, стремится оказать положительное влияние на формирование предстартовой реакции, прибегая к различным мерам в последние дни и непосредственно перед соревнованиями.
Раннее предстартовое состояние начинается с момента извещения спортсмена о его участии в данном соревновании
Признаки волнения появляются в зависимости от важности старта. Даже мысль о соревновании приводит к учащению пульса, может появиться бессонница, пропасть аппетит, обозначиться резкая реакция на шутки друзей
Спортсмен не должен постоянно думать о соревнованиях. Тренировки в последние дни должны быть интересны, направлены на то, чтобы спортсмен поверил в свои силы. Большое значение имеют средства отвлечения (увлекательная литература, любимое дело).
Предстартовое состояние возникает в связи с непосредственной подготовкой к соревнованиям в пути и по прибытии на место их проведения. Стартовое возбуждение начинается с момента старта и может достигнуть апогея во время прохождения спортсменом дистанции.
Регулированию предстартового состояния способствует разминка. Спортсмены с сильно выраженной «предстартовой лихорадкой» должны проводить разминку спокойно; резкая разминка необходима для склонных к апатии.
Спортсмен, знающий симптомы «предстартовой лихорадки», может взять себя в руки и добиться улучшения результатов с помощью самовнушения: «Я хорошо тренирован, результаты последних соревнований хорошие, моя восприимчивость повысится благодаря небольшому возбуждению».
Такое самовнушение достигается сравнительно просто. Для более глубокого овладения основами самовнушения рекомендуем ознакомиться с основами психорегулирующей тренировки, разработанной советскими специалистами.
Завершающим этапом всей психологической подготовки к соревнованиям служит непосредственная подготовка к выполнению соревновательного упражнения. В это время основная задача заключается в максимальной сосредоточенности внимания, которое становится главным фактором. Из сознания должно исчезнуть все, что не относится к действиям в соревновании.
Спортсмен должен научиться не реагировать на внешние раздражения. Возникает состояние, названное К.С. Станиславским публичной отрешенностью.
Игровой метод
В системе физического воспитания игра используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.
Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.
Основными методическими особенностями игрового метода являются :
1) игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагогической необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие игры);
2) наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей;
3) широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств;
4) соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.;
5) присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся (особенно у детей) устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.
К недостатку игрового метода можно отнести его ограниченные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм.
Выводы
Проведенный мониторинг показал высокую востребованность различных методических мероприятий в проведении психологической подготовки и целесообразность их организации для тренеров, родителей и спортсменов. Результаты анкетирования указывают на необходимость выстраивания взаимоотношений в системах «психолог — спортсмен», «психолог — тренер», «психолог — команда», «психолог — родитель». В своей работе психолог выполняет ряд функций, которые требуют профессиональной компетентности, креативности, знания возрастной психологии, психодиагностики, специфики вида спорта. Все это определяет целесообразность дальнейшей работы по реализации научно-методического сопровождения научно-организационных мероприятий по актуальным проблемам психологической подготовки спортсменов.