Что такое эскулап? значение слова эскулап, определение термина

Содержание:

Новости центра

22 декабря 2020

ЛЦ «Эскулап»: Приём только по предварительной записи

Прием всех врачей и специалистов ЛЦ «Эскулап» ведется только по предварительной записи.Телефоны для записи на приём:
+7 (7262)54-69-11
+7 708455-7937
подробнее…

22 декабря 2020

Гематолог, врач высшей категории Уалиева Мадина Корикбаевна

Гематолог, врач высшей категории Уалиева Мадина Корикбаевна

Часы приема: ПН-ПТ с 9 по 16 часов.Только по предварительной записи.

Запись на приём:

+7 (7262) 54-69-11
+7 708 455-7937

подробнее…

05 августа 2020

ЛЦ «Эскулап» возобновил работу в полном объёме

C 3.08.2020​ ЛЦ «Эскулап» возобновил работу в полном объёме. Прием ведётся по предварительной​ записи.тел: , 

подробнее…

21 июля 2020

Предварительные записи

C 20.07.2020 в ЛЦ «Эскулап», по телефону 54-69-11 ведется предварительная запись по приему ​пациентов хирургического, гинекологического, проктологического ​ профиля для​ решения вопроса о​ дальнейшем оперативном лечении. Прием проводится с 9:00 до 14:00​ часов.

​Также, по предварительной записи проводится консультации кардиолога, терапевта, гастроэнтеролога, невролога, УЗИ (хирургического и гинекологического профиля), ФГДС, комплекс лабораторных исследований.

подробнее…

Основной миф о возникновении посоха Асклепия

В греческой мифологии посох Асклепия в первую очередь связывали с даром этого бога воскрешать умерших. Однако Эскулап не владел этой способностью изначально и даже не научился ей. По разным легендам, он каким-либо образом получал средства, позволяющие возвращать людей к жизни.

В легенде про посох критский царь Минос призвал Асклепия, чтобы тот воскресил Главка, сына царя. Мальчик бегал за мышью либо играл в мяч, пока не оступился и не упал в огромную бочку с мёдом. Выбраться Главк не смог и утонул. Его даже не смогли сразу найти.

Асклепий, услышав приказ царя, направился во дворец. Уже тогда бог врачевания опирался на своей неизменный посох, что поддерживал его во время пути. Вокруг палки обвилась змея, и, чтобы она не укусила, Асклепий убил животное.

Но пресмыкающееся недолго лежало мёртвым. Вскоре появилась другая змея, которая несла в пасти траву (по другим версиям цветок). На использовала растение, чтобы воскресить первую. Асклепий, наблюдая за всем этим, запомнил вид травы и нашёл его, затем применяя в своей практике. Так он смог помочь и Главку.

В другой версии легенды Минос силой принудил Асклепия помочь сыну. Он поместил бога врачевания под стражу и не отпускал, хотя тот сначала и не знал секрета воскрешения. Асклепий долго думал, как ему быть, и тут обнаружил, что его посох обвит змеей. По неизвестной причине, пресмыкающееся атаковало палку.

Мужчина убил животное, но та была спасена другой змеей. Та приползла и положила на голову убитой траву, оживляющую мёртвых. Асклепий же с помощью неё вернул к жизни Главка, а сам получил свободу и прославился как врач, которому не страшна даже смерть.

У легенды о посохе есть вполне рациональное объяснение. Вероятно, Главк испортил пищеварение слишком большим количеством мёда. Его исцелил врач, который получил целебную траву от другого лекаря по имени Дракон.

Обучение полубога

Эскулап в Древнем Риме считался покровителем медицины и врачевания. Его древнегреческим “коллегой” был Асклепий, черты которого в дальнейшем римляне использовали для создания образа своего божества. С раннего детства сын Аполлона проявлял особые таланты к использованию трав, кореньев, целебных ягод.

Но, как мне кажется, вряд ли бы способности Эскулапа смогли бы раскрыться с полной силой, если бы не его добрый наставник. Учителем полубога стал кентавр Хирон, который известен в преданиях как воспитатель многих великих героев. Именно он рассказал Эскулапу о волшебных особенностях трав.

Аполлон, отец Эскулапа.Аполлон Бельведерский, ок. 330-320 годов до н.э.Местонахождение: Музей Пия-Климента, Ватикан, Рим, Италия

Говорят, что счастье для любого учителя видеть, как его ученик превосходит собственного наставника. То же произошло и с Эскулапом. В своём искусстве врачевания он достиг невероятных вершин, превзойдя самого мудреца Хирона.

Полубог открыл множество лекарств, рассказал людям, как изобрести противоядия, научился проводить операции и исцелять смертельные опухоли. Более того, Эскулап сумел научиться воскрешать людей из мёртвых. Как вы понимаете, всё больше людей обращалось к нему за помощью.

Эскулап, римская копия с греческого оригинала V века до н.э.Местонахождение: Музей Кьярамонти, Ватикан, Рим, Италия

Предупреждения

Первое предупреждение

В сентябре 2014 года телеканал «Эскулап TV» получил первое предупреждение от «Национального совета по вопросам теле-радиовещания» за несоответствие эфира программной концепции.

Кроме того, Нацсовет зафиксировала ряд нарушений закона «О телевидении и радиовещании» (размещение программы без копирайта, демонстрация в утренние часы художественного фильма «Ястреб» с ограниченной зрительской аудиторией «14») и закона «О рекламе» (информация с признаками скрытой рекламы клуба «Радуга» в виде баннера в программе «Аэробика в стиле»). В то же время прямой рекламы и спонсорской информации в эфире канала Нацсовет не зафиксировала, хотя телекомпания в лицензии указывала такие источники финансирования, как доходы от рекламы, спонсорства и инвестиции владельцев.

Второе предупреждение

В феврале 2015 года цифровому эфирному телеканалу «Эскулап TV» получил второе предупреждение от «Национального совета по вопросам теле-радиовещания» и месяц исправление нарушений. Причиной наказания стало невыполнение телеканалом решения регулятора от 12 февраля, по которому вещатель обязывался в течении месяца привести эфир к соответствию программной концепции. При этом мониторинг эфира «Эскулапа» был проведен не в марте, а почему-то только в июле. И оказалось, что телеканал продолжает нарушать свою программную концепцию. Кроме того, у регулятора возникли претензии к трансляции вещателем сериала «Маруся». Тем самым, «Нацсовет» применил санкции к телеканалу и грозил обратиться в суд с требованием ликвидации лицензии.

Третье предупреждение

Телеканалу «Эскулап TV» было объявлено третье предупреждение в связи с тем, что вещатель не исправил нарушений, послуживших основанием для применения к нему такой же санкции в феврале. Тогда компанию обязали в течение месяца привести свою деятельность в соответствие с требованиями действующего законодательства. Проведенные Национальным советом в апреле и июле мониторинги вещания канала зафиксировали, что фактические показатели вещания не соответствуют объемам, указанным в лицензии. Так, уменьшен объем отечественных программ и категории «другое» и увеличен объем иностранных, развлекательных программ и фильмопоказ. По данным мониторинга, проведенного 14 апреля, канал не соблюдает условия своей программной концепции, поскольку уменьшил долю программ собственного производства (с 11,5 часов до 6 минут в сутки), увеличил объем фильмопоказ (с 7:00 до 23 часов 18 минут в сутки), не транслирует должные предусмотренные лицензией информационно-аналитические и публицистические, научно-просветительские, развлекательно-музыкальные и детские программы, фактически изменив информационно-просветительский формат с трансляцией фильмов, ориентируемые под соответствующую тематику, на фильмопоказ.

Наследие

У Эскулапа было несколько детей:

  • Махаон и Подалирий. Старшие сыновья, которые упоминаются в рассказах о троянской войне. Они описываются как талантливые врачи, спасшие много жизней.
  • Гигейя. Она же дарительница здоровья. Считается, что именно ее имя лежит в основе термина «гигиена».
  • Панакея. Считалось, что она способна избавлять от любой болезни. Из ее имени произошел термин «панацея».
  • Телесфор. Младший сын, который был карликом. Несмотря на это он также стал успешным врачом.
  • Эпиона. Жена Эскулапа. Также известна, как «избавительница от боли». Ее имя связывают с опиумом, который, как считается, она применяла в качестве обезболивающего.

8 табу для тех, у кого установлен эндопротез тазобедренного сустава

  • Глубокие кресла. В них положение тела оказывается неблагоприятным для сустава, нагрузка далека от естественной и возможны осложнения.
  • Скользкие поверхности. Вероятность травмирования на них возрастает в разы.
  • Глубокие приседания. В отсутствии стабилизирующих связок мышцы могут не справиться с усиленной нагрузкой.
  • Сидение на стуле по диагонали. Допустимы только естественные положения – по диагонали нагрузка на тело распределяется неравномерно, что очень опасно.
  • Сидение со скрещенными ногами. Еще одно испытание для эндопротеза.
  • Резкие повороты туловища. Чреваты механическими травмами.
  • Подъем тяжести. Теперь об этом придется забыть насовсем.
  • Опора на больную ногу. После эндопротезирования придется следить, чтобы вес тела распределялся равномерно. Стоять, опираясь на больную ногу, очень опасно.

Высокое кресло с подлокотниками – единственно возможный вариант для отдыха после установки эндопротеза

Как в домашних условиях пройти этап реабилитации после эндопротезирования? Советы человека, который живет с эндопротезами более десяти лет:

Почему необходимо пройти исследование

В связи с пандемией COVID-19, очень важно пройти тест на антитела к КОВИД в центре «ЭСКУЛАП+», и определить присутствие в теле специфических иммуноглобулинов. Диагностика поможет дать наиболее объективное представление о масштабах остро сложившейся ситуации с пандемией

К тому же, такое исследование окажет большое влияние на оценку вероятно возможной даты возвращения граждан к привычному для них общественному укладу жизни и снятию карантинных мер.

Если человек решил сдать антитела на КОВИД в нашем медицинском центре «ЭСКУЛАП+» впервые, то рекомендуется пройти исследование на выявление одновременно IgM и IgG. Это необходимо для того,  чтобы сразу выяснить не только его текущее состояние, но и факт того что он уже когда-то переболел COVID-19.

Инфекционное заболевание протекает с кашлем, температурой, а так же имеет следующие симптомы ОРВИ:

  • Ломота в теле;

  • Потеря обоняния;

  • Головная боль;

  • Тошнота;

  • Одышка.

Вместе с тем стоит отметить, что у большинства зараженных клинические проявления выражены не в тяжелой форме, а у некоторых пациентов болезнь протекает и вовсе бессимптомно.

В основу тест-системы положена проверенная в течение многих лет технология. Они показывают максимально достоверный результат. Следует учесть, что люди с иммуноглобулином G опасности для окружающих не несут.

На сегодняшний день ученые всего мира вплотную занимаются исследованием вируса, однако он пока он изучен недостаточно. Поэтому пока что нельзя однозначно что-либо утверждать о риске носительства либо возможности повторного заражения COVID-19. Поэтому врачи рекомендуют гражданам  проходить тест на антитела к КОВИД и ответственно относиться к сложившейся ситуации. Даже если у пациента найдены только антитела класса G, все равно необходимо придерживаться социальной дистанции и соблюдать весь комплекс мероприятий индивидуальной защиты.

Посох Асклепия в геральдике и других изображениях

Пусть посох Эскулапа и не был символом Красного Креста, это не исключало использование самого креста и красного цвета при изображении этого атрибута. Например, на следующих гербах можно найти оба элемента:

  • на гербе коммуны Карлсбург в Германии есть посох Асклепия красного цвета;
  • герб города Энвигадо в Колумбии содержит зелёный посох со змеёй на полоске красного цвета;
  • Центр оборонной медицины Шведских вооруженных сил использует символ разных цветов, в т.ч. красного, для своих эмблем.

Присутствует посох и на гербе Бад-Зальцшлирфа, немецкого города.

Герб коммуны Карлсбург в Германии.

Герб Бад-Зальцшлирфа, Германия.

Герб Энвигадо в Колумбии.

Оформление

Логотипы

Телеканал сменил два логотипа. Последний — 3-й по счёту.

С 7 августа 2012 года — по 2015 года на логотипе было изображено ртутный медицинский термометр с кардиограммой. Находился в левом верхнем углу.

С 2015 года по 2018 года на логотипе было изображено ртутный медицинский термометр только без кардиограммы. Находился в левом верхнем углу.

С 2018 года по 2 декабря 2019 года на логотип появился шрифт, который использовался во втором логотипе, только добавили длинное тире между словом «ЕСКУЛАП» и «TV». Находится в правом верхнем углу.

Первый логотип — с ртутным медицинским термометром и с кардиограммой (с 7 августа 2012 года — по 2015 года) (использовался в эфире)

Второй логотип — с ртутным медицинским термометром (с 2015 года — по 2018 года)(использовался в эфире)

Третий логотип — белый (с 2018 года) (используется в эфире) (логотип без ртутного медицинского термометра)

Третий логотип — черный (логотип без ртутного медицинского термометра)

Третий логотип — светло-зеленый (логотип без ртутного медицинского термометра)

Третий логотип — фиолетовый (логотип без ртутного медицинского термометра)

Третий логотип — бежевый (логотип без ртутного медицинского термометра)

Третий логотип — голубой (логотип без ртутного медицинского термометра)

Третий логотип — оранжевый (логотип без ртутного медицинского термометра)

Третий логотип — красно-черный (логотип без ртутного медицинского термометра)

Третий логотип — белый, другое расположение логотипа

Третий логотип — белый, другое расположение логотипа (два нижних полупрозрачных блоков)

Символизм посоха и змеи в других трактовках и культурах

Не только Асклепий был богом, который владел посохом с обвившейся вокруг него змеей. Такой атрибут был и у эллинистического бога Сераписа, чей храм Серапеум находился в Александрии. Он почитался и как греческий бог, и как египетский. Распространён культ был и в Риме, но после падения храма и сам бог был забыт.

Сераписа почитали как божество плодородия, изобилия, но также связывали его с жизнью и смертью, а значит, и врачеванием. В египетской мифологии Серапису даже приписывали женитьбу на Исиде, а в римский период он стал едва ли не главным богом. Но главное – на изображениях Сераписа можно найти такую же палку со змеёй, как у Асклепия, а иногда сверху даже помещалась чаша.

Посох Асклепия со змеёй.

К тому же, посох был символом власти, причём не только земной, но и божественной. Поэтому его помещали рядом с царями и богами. Оба элемента всё больше сливались, что в первую очередь тоже произошло в Египте. А символизирует посох со змеёй в том числе и жизненные силы земли, то, что эта стихия – одушевлённое существо, которое может помогать людям, исцелять их.

Значение слова «эскулап» в словарях русского языка

Эскулап

Эскула́п или, правильнее, «Эскулапий» (, из ) — древнеримский аналог Асклепия, древнегреческого бога врачебного искусства. Почитание этого бога проникло в Рим в начале III века до н.

Википедия

м. разг.Врач, лекарь ( обычно с оттенком шутливости, иронии или как о плохом специалисте ) .

Большой современный толковый словарь русского языка

м.Бог врачевания ( в древнеримской мифологии ) .

Большой современный толковый словарь русского языка

( лат. aesculapius) 1) в древнеримской мифологии — бог врачевания; то же-что в древнегреческой мифологии асклепий ; 2) шутливое название врача, медика.

Новый словарь иностранных слов

м. Бог врачевания (в древнеримской мифологии).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

м. разг. Врач (обычно с оттенком шутливости, иронии или о плохом специалисте).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

муж. из греч. боговщины, врач, лекарь, доктор.

Словарь Даля

1. в древнеримской мифологии — бог врачевания; то же-что в древнегреческой мифологии асклепий;

2. шутливое название врача, медика.

Словарь иностранных выражений

Эскул`ап, -а (мифол.) и эскул`ап, -а (врач, ирон. и шутл.)

Словарь русского языка Лопатина

врач, лекарь Уездный э.

Словарь русского языка Ожегова

в римской мифологии бог врачевания. Соответствует греческому Асклепию. В переносном смысле (обычно в ироническом смысле) — врач, медик.

Современный толковый словарь, БСЭ

Эскулап м. Бог врачевания (в древнеримской мифологии).

Толковый словарь Ефремовой

эскулап м. разг. Врач (обычно с оттенком шутливости, иронии или о плохом специалисте).

Толковый словарь Ефремовой

эскулапа, м. (книжн. шутл.). Врач, медик. – Видел ты здешнего эскулапа? спросил он меня. Тургенев. Сельский эскулап. (По имени Aesculapius, латин. названию бога врачевания в греч. мифологии – Asklepios.)

Толковый словарь русского языка Ушакова

(Aesculapius, латинизир. имя греч. Асклепий ) , в древнеримской мифологии бог врачевания. Культ Э. заимствован у греков и проник в Рим в начале 3-го в. до н. э. Согласно преданию, во время эпидемии чумы в Риме в 293 до н. э. в Сивиллиных книгах (см. Сивиллы ) обнаружили указание, что эпидемия прекратится, если в Рим привезут статую бога Э. из асклепейона в Эпидавре; в 291 до н. э. на одном из островов Тибра основан храм Э. Служба в храмах Э. проходила так же, как в греческих асклепойонах; средством лечения были полезные советы, которые давались больному во время сна; выздоровевшие приносили богу обетные дары и благодарственные надписи. Жрецами храмов Э. были греки. Как греческому Асклепию, так и римскому Э. посвящены животные — змея, собака и петух. Распространение в Риме культа Э. способствовало официальному признанию римским государством греческого врачебного искусства; врачи-греки получали права римских граждан, медицина и медицинское обучение стали преимущественно специальностью греков. Культ Э. принадлежал к числу наиболее популярных и стойких. В дальнейшем термин ‘эскулап’ стал употребляться обобщённо — в значении ‘врач’, ‘медик’ (преимущественно с ироническим оттенком).

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Почитание бога медицины в Греции

Интересно, что в Древней Греции было несколько богов медицины, однако культ Асклепия по своим значимости, популярности и распространению затмевал прочих “коллег”. В разных уголках Эллады в честь бога строились асклепионы, особенные храмы, что больше напоминали больницы, нежели святилища.

Туда шли страждущие, зная, что им непременно помогут. Асклепий был сторонником взаимопомощи и любой поддержки тем, кто нуждался в этом. Жрецы Асклепия были прекрасными врачевателями. Они знали о секретах различных трав, особенностях их использования для лечения болезней.

Изначально медицина была неразрывно связана с магическими ритуалами, что, согласно верованиям, могли усилить действие лекарств. Впрочем, со временем медицина прошла заметный путь прогресса. Жрец-лекарь Асклепиад в своих трудах высказывает мысль о том, что всякий недуг имеет природное происхождение и не связан с суевериями, домыслами о вмешательствах богов.

Знаменитые символы Асклепия

Асклепий – добрый бог-врач, что всегда находился рядом с людьми. Его история напоминает типичную судьбу святого, а подобные сюжеты в дальнейшем стали использоваться даже в христианских легендах. Призванный служить людям, помогать им и исцелять, он был наказан могущественными божествами, однако всё равно обрёл бессмертие. Как и любой врач, Асклепий даёт надежду, а потому человечество не могло потерять такого покровителя.

Смерть и бессмертие Эскулапа

Эскулап работал без устали, постоянно помогая людям. Вскоре властитель подземного царства мёртвых Плутон заметил, что практически нет пополнения в рядах его подопечных – душ умерших.

Змея, обвивавшая посох Эскулапа, затем перекочевала на чашу его дочери, а в наши дни стала одним из символов медицины / souvenir-vip.ru

Он тут же обратился к Юпитеру, верховному богу, указав, что один из людей нарушил вечный порядок мироздания Тогда Юпитер метнул в Эскулапа свою молнию, смертельно поразив врачевателя.

Не было предела горю Аполлона. По его просьбе богини судьбы помогли вернуть к жизни Эскулапа, а Юпитер превратил того в бога, одарив бессмертием. Несмотря на то, что Эскулап нарушил законы божеств, множество людей на земле почитали его как бога, которым он и должен был стать.

Реконструкция храма Эскулапа на острове Тиберина в Риме / yablor.ru

В истории Эскулапа ярко выражен противоречивый нрав богов. Сначала они наказали нарушителя, но затем, заметив, как страдают без него люди, превратили в бессмертного покровителя врачевания. Храмы Эскулапа находились в разных регионах Древнего Рима, а его символом стал жезл, обвитый змеями, который и сегодня является известной медицинской эмблемой.

Посох Асклепия – описание

Посох символ Асклепия выглядел как палка, вверх по которой ползла змея. Но у разных статуй и других изображений бога этот символ может отличаться деталями. Например, посох мог быть как длинным, до плеча. В этом случае он напоминал палку для ходьбы. Иногда атрибут становился небольшим жезлом, и змея на нём, соответственно, тоже уменьшается. В таком случае посох уже больше похож на кадуцей, известный символ Гермеса с двумя обвившимися змеями.

В своём первом варианте посох не зря вызывал ассоциации у греков с путешествиями. Врачи-асклепиады, служители Асклепия, часто странствовали, подолгу не оставаясь в одном городе или деревне, чтобы помочь как можно большему числу людей.

Врачей-асклепиадов даже называли соответствующим эпитетом – «периодевты», т.е. те, кто постоянно переходит с места на место.

Подобный посох в странствиях становился действительно важной вещью. Далеко не всегда посох изображался гладким и похожим на жезл или какой-либо похожий атрибут, ассоциирующийся с правлением

Наоборот, он был простым, иногда даже с небольшими сучками, наростами. Встречаются и варианты с листьями

Далеко не всегда посох изображался гладким и похожим на жезл или какой-либо похожий атрибут, ассоциирующийся с правлением. Наоборот, он был простым, иногда даже с небольшими сучками, наростами. Встречаются и варианты с листьями.

Посох Асклепия.

Посох становится похожим на дерево и показывает связь с землёй. Её силы тоже были важны для медицины, ведь уже тогда греческие врачи прописывали пациентам прогулки на свежем воздухе, любование красивыми пейзажами. Это считалось полезным для лечения и тела, и духа.

Достаточно необычную теорию выдвинул немецкий автор Р. Мюллер в 1926 г. По его мнению, символ медицины посох Асклепия — это палочка, на которую врач наматывает паразита-червя ришта или дракункулёза, чтобы извлечь его из-под кожи пациента. Червь в этом случае как раз и был змеей. Мюллер даже утверждал, что «Асклепий» означает «ловец змей», т.е. этого паразита. И сами по себе врачи ещё на заре этой профессии занимались именно борьбой с этой болезнью.

Но эта теория была основана на достаточно слабых доказательствах и не выдержала критики. Главным аргументом против неё было то, что паразит ришта распространён в тропиках и субтропиках. В Древней Греции же, где возник культ Асклепия, этого заболевания никогда не было. Соответственно, такая палочка там тоже использоваться не могла.

В чем риски операции?

Установка протеза требует удаления связок, стабилизирующих сустав. Поэтому после операции за его удержание в правильном положении будут отвечать только мышцы. Если они функционируют недостаточно, например, в силу недоразвитости и ненатренированности, к тому же пациент позволяет себе опасные резкие движения, это часто приводит к вывиху сустава.

Опасными после эндопротезирования являются даже такие простые движения:

  • обычное сгибание ноги, например, во время сидения или подъем колена;
  • разгибание – во время замаха при ударе по мячу;
  • скрещивание ног внутрь, или приведение;
  • отведение ноги в сторону;
  • ротация вовнутрь или наружу (сведение и разведение ступней с прямыми ногами).

Что показывает анализ

Для того чтобы определить наличие и в организме инфекции или стадию ее развития, необходимо сдать анализы. Взятый биоматериал наносят на специальную тест-систему, имеющую две полоски. Примерно через полчаса она показывает, перенес ли человек коронавирусную инфекцию или же нет.

 В тесте на антитела к КОВИД в нашем медицинском центре имеется 2 показателя. Первый из них – это иммуноглобулины М. Его можно обнаружить в крови примерно через 21 день после контактирования с вирусом. Если человек не чувствует каких-либо симптомов, они исчезают с момента контакта примерно спустя 15- 16 недель. По их присутствию и уровню IgM в крови можно судить о том, что человек:

  • Совсем недавно уже переболел коронавирусом;
  • Болен им на текущий день.

Защитные иммуноглобулины G говорят о том, что организм уже перенес болезнь в прошлом задолго до проведения исследования. Иммуноглобулины G в организме начинают продуцироваться уже после взаимодействия с вирусом. Их выработка активизируется примерно спустя несколько недель.

Уровень IgG, хотя и увеличивается медленно, но долгое время остается высоким. Его обнаружение в крови свидетельствует о перенесенном в прошлом инфицировании и формировании в теле специфического иммунного ответа. Такая реакция иммунитета при повторной встрече с вирусом помогает организму распознавать его.

Развитие эмблемы в Средневековье, эпоху Возрождения и Нового времени

Эмблема с атрибутом Асклепия потеряла свою актуальность в Средние века. Однако врачи по-прежнему использовали посох, который стал неотъемлемым предметом их образа. Кроме пользы при ходьбе, он помогал и более интересным способом. Так, в набалдашнике посоха могли храниться:

  • различные лекарственные препараты;
  • ароматические средства, которые, как считалось, помогают избежать заражения при контакте с больным; очень эффективным считался «марсельский уксус», для его использования врач подносил набалдашник прямо к лицу;
  • иногда там даже помещался яд, который использовали в случае неудачного лечения, чтобы целителя не подвергли пыткам.

В результате посох прочно ассоциировался с врачами, их мудростью. Так продолжалось и после окончания эпохи Средневековья, когда ему на смену пришли Ренессанс и Новое время.

Как эмблема медицины атрибут Асклепия получил вторую жизнь именно в эпоху Возрождения.

На популярность символа повлияла книга итальянского искусствоведа Ц. Рипа «Иконология». Он систематизировал знания о символах и эмблемах, которые встречаются в античных трудах, на скульптурах, монетах, украшениях, причём основывался именно на оригинальных изображениях древности. Среди них оказался и посох Асклепия.

Рождение Асклепия

История любого создания начинается с рождения, а о появлении Асклепия на свет сложена поразительная легенда, появившаяся в Элладе. Отцом полубога греки считали сияющего Аполлона. Покровитель искусств и света, он мог жестоко карать людей, однако имел дар к целительству, который и передал своему сыну. Матерью Асклепия была Коронида, одна из самых прекрасных нимф.

История любви Аполлона и Корониды завершается трагедией. Безумно влюблённый в нимфу Аполлон однажды узнал, что красавица изменила ему, предпочтя простого смертного.

Доносчиком был ворон, которого в порыве отчаяния бог превратил в чёрную птицу (прежде вороны имели белоснежное оперение). Но на этом месть Аполлона не завершилась.

Оскорблённый и разгневанный, он поразил Корониду стрелой, рана от которой оказалась смертельной. Правда, позднее Аполлон признал, что совершил ошибку. Коронида была воскрешена и обращена в ворону.

Когда Коронида умирала в муках от стрелы своего любовника, Аполлон понял, что в её чреве вместе с матерью гибнет дитя, его сын. Тогда бог извлёк маленького Асклепия из тела нимфы и передал на воспитание мудрому кентавру Хирону.

Увидев малыша в пещере, дочь Хирона сделала предсказание, что полностью описывало жизнь мальчика. Она заявила, что тот сможет развить свой дар до необыкновенных высот, но, пойдя против воли богов, он навлечёт на себя гнев и “громовые стрелы”.

Асклепий был сыном самого Аполлона

Юность и обучение полубога

Говорят, что истинный учитель счастлив тогда, когда его ученик сумеет превзойти его в мастерстве. Так случилось с Хироном и Асклепием. Полубог научился не только врачебному искусству, но и сумел открыть в нём неведомые прежде границы. Он с радостью помогал людям.

Набравшись опыта, Асклепий стал пробовать новые варианты исцеления. Вершиной его мастерства стала способность к воскрешению умерших. Да, Асклепий мог не только вылечить смертельно больного человека, но и вернуть жизнь в тело, которое она покинула.

Все больше людей стало обращаться к знаменитому лекарю, Асклепий же не отказывал никому. В определённый момент царство мёртвых попросту перестало пополняться новыми душами. Люди перестали умирать, и в этом была заслуга Асклепия.

Использование посоха как символа медицины

Значение посоха Аасклепия в медицине как символа огромно. XVIII в. был тем временем, когда этот атрибут прочно вошёл в мировую историю и стал ассоциироваться с врачами и их трудом. Хотя самого бога обычно на эмблемах не изображали, его посох со змеёй стал их неотъемлемой частью. Фото посоха Асклепия как эмблемы врачебной практики и помощи теперь можно найти по всему миру.

Официальное признание эмблемы произошло чуть меньше века назад – в 1948 г. Тогда Всемирная организация здравоохранения или ВОЗ, являющаяся специализированным учреждением ООН, провела первую Всемирную ассамблею здравоохранения в Женеве. Именно тогда был утверждён вид эмблемы здравоохранения:

  • в середине – условное изображение Земли в виде меридиан и параллелей;
  • вокруг – две лавровых ветви;
  • на рисунке земли — пересекающий ещё посох с обвившейся вокруг него змеёй.

Эмблема ВОЗ.

По сути посох Асклепия в этом случае выступал частью эмблемы ООН, которой и была Земля с меридианами и лавровыми ветвями. Все детали изображались в золотом цвете на голубом фоне.

Символ Эскулапа не был напрямую связан с деятельностью Красного Креста. Международный комитет Красного Креста является гуманитарной организацией, которая помогает пострадавшим в конфликтах и беспорядках.

Но в 1956 г. на десятой Генеральной ассамблее Всемирной медицинской ассоциации была принята эмблема для тех, кто не относился непосредственно к организации Красного Креста. Сюда относились гражданские врачи, их помощники и гражданские общества, занимающиеся охраной здоровья.

Хотя все они не пользовались покровительством Красного Креста, их символ в итоге тоже стал красного цвета. Это идеально прямой вертикальный посох со змеёй. На левой стороне её тело создаёт два изгиба, на правой – один.

История жизни Асклепия

В Древнем Вавилоне бог врачей Нингишзида имел своей эмблемой двух змей, обвившихся вокруг посоха. Со змеей вавилоняне связывали омоложение, выздоровление, здоровье, продолжительность жизни, мудрость. 

За тысячу лет до нашей эры греки стали почитать культ змеи. Змея у них также символизировала мудрость, науку и познание. В одном мифе говорилось о том, что Зевс — верховный бог греков — подарил людям чудесное молодящее средство. Вместо того, чтобы самим нести этот бесценный дар, люди возложили его на осла, а он отдал его змее. С тех пор люди несут тяжкое бремя старости, а змеи наслаждаются вечной юностью. Известно, что змеи живут долго и ежегодно меняют кожу. Эта способность и наводила людей на суеверные мысли о постоянной молодости змеи, сбрасывающей с себя «старость» вместе со старой кожей. 

Древние поговорки многих народов отражают признание змеи носительницей всех знаний, высшей мудрости «Будьте мудры аки змии» и т.п. У некоторых народов сохранились легенды о змееедах, приобретавших дар ясновидения и знавших целебные свойства многих трав. 

Звезда жизни с посохом Асклепия

По данным ученых, окончательно оформленный культ змеи, как олицетворение всеведения, врачевания и медицинских знаний в Европе, можно отметить в Фессалии. Среди носителей знаний вообще в особую группу раньше других выделялись лекари, так как в них повседневно нуждались люди. Их эмблемой и осталась змея, первоначально бывшая эмблемой недифференцированного знания. 

Люди обожествили искусного врачевателя Асклепия, воздвигли в его честь множество святилищ, и среди них знаменитое святилище Асклепия в Эпидавре. Культ Асклепия был особенно популярен в Эпидавре, куда стекались за исцелением со всех концов Греции. Эпидаврии — афинский праздник в честь Асклепия, справлявшийся в четвертый день Елевсинских мистерий. 

В Риме был также сооружен храм Эскулапа на Тибрском острове и освящен 1 января 291 года до н.э. Культ отправлялся по греческому образцу, жрецами были преимущественно греки. Это было заметным новшеством в римской религиозной жизни, и храм стал весьма популярен. 

На острове Кос находилось известное святилище Асклепия, знаменитые врачи острова Кос считались потомками бога врачевания и назывались асклепиадами. По преданию, к ним относится и Гиппократ. 

От Асклепия происходит название специально оборудованных лечебных помещений для приема и стационарного содержания больных, создаваемых при храме Асклепия, — «асклепейонов». Эти помещения можно увидеть на монетах того времени. 

Непременным атрибутом Асклепия была змея (или даже две), получавшая в храме Асклепия жертвенные приношения. Посох Асклепия, вокруг которого обвивается змея, всегда изображался в виде необработанной деревянной палки с сучками. В ранний период культа бога Асклепия он сам изображался в виде змеи (как, например, на монете Антонина Пия, выпущенной по случаю передачи в Рим священной змеи из Эпидавра в 191 году до н.э.). 

Изображения Асклепия (обычно в образе человека зрелого возраста, похожего на Зевса), а также различных моментов, связанных с ним, встречаются на монетах 162 городов Древней Греции (Коса, Фригии, Афин, Эпидавра и т.п.); на многих монетах Древнего Рима, а также на монетах императора Постума (258-268), правителя отделившихся провинций — Испании, Галии, Британии, где знаменитый врачеватель изображен с посохом, обвитым змеей, которую кормит Гигиея. 

Асклепий имел семерых детей — Телесфора, Махаона, Подалирия, Гигиею, Панацею, Иазо и Огле. В «Илиаде» Гомера Махаон и Подалирий выведены как врачи-воины, пользующиеся высоким авторитетом 

«…стоит многих людей один врачеватель искусный вырежет он стрелу и рану присыплет лекарством…» 

Поздняя античная традиция считала Махаона хирургом, а Подалирия — терапевтом. 

Существует легенда, что Подалирий, возвращаясь с Троянской войны, пристал к Малоазиатскому берегу. Здесь он узнал, что дочь местного царя упала с крыши и лежит несколько дней без сознания. Он сделал ей кровопускание, больная ожила, и благодарный отец отдал ее в жены находчивому врачу. Отсюда видно, что происхождение кровопускания как терапевтической меры теряется в глубине веков. К несчастью, оно станет основным терапевтическим приемом вплоть до середины XIX века. 

Гигиея была богиней здоровья (от нее название «гигиена»), Панацея — покровительницей лекарственного лечения, Иазо — богиней исцеления, Огле — богиней роскоши. Телесфор считался гением выздоровления (его имя в переводе означает «приводящий к благому концу»). 

Рабочие

В 2016 году руководство, профсоюз IG Metall и производственный совет согласовали дополнительный коллективный договор о рабочем времени. С тех пор сотрудники стали работать более гибко. С одной стороны, промышленные рабочие могут воспользоваться правилом, которое применялось на государственной службе в течение десятилетий: они могут брать отпуск (специальный отпуск). Теперь они также могут изменить свое рабочее время между 30 и 40 часами в неделю. В свою очередь, компания получила заверение в том, что сверхурочные, так называемые «часы службы безопасности на местах», не будут оплачиваться. В 2016 году это составляло в среднем 120 часов в год на одну должность, занятую полный рабочий день. Газета Context подсчитала, что благодаря этой схеме Aesculap ежегодно экономит около 7,2 миллиона евро (исходя из довольно низкой средней брутто-зарплаты в 3300 евро).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector