Адаптивная физическая культура: функции, задачи, направление

Введение

Беда, приходя, не спрашивает ни имени, ни фамилии, ни года рождения. Несчастье может произойти с кем угодно. Даже думать не хочется о том, что родившийся здоровым ребенок в один ужасный момент превратится в человека, как принято говорить, с ограниченными физическими возможностями. И в принципе, не стоит.
В реальности живут сотни, тысячи несчастных детей и взрослых, лишенных возможности вести полноценную жизнь. Нельзя запирать такого человека в четырех стенах, якобы ограждая его от опасностей и трудностей, подстерегающих на улице. Компьютер и книги — хорошие друзья в одиночестве. Вот только всем ли нужно одиночество? И как это — чувствовать себя «отрезанным» от всего остального мира?
В системе мер социальной защиты инвалидов все большее значение приобретают ее активные формы, наиболее эффективной из которых является реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и спорта. Интеграция в жизнь общества лиц с ограниченными возможностями сегодня немыслима без их физической реабилитации. Последняя является не только составной частью профессиональной и социальной реабилитации инвалидов, но и лежит в их основе.

Цели и задачи

Часто адаптивная физическая культура становится единственной возможностью человека с инвалидностью стать членом общества. Занимаясь и соревнуясь с людьми со схожими физическими возможностями, человек в состоянии реализовать себя как индивид, развиваться, достигать успехов, учиться взаимодействовать в обществе. Поэтому главной целью специальной физической культуры является адаптация человека с ограниченными способностями в социуме, трудовой деятельности.

Исходя из индивидуальных физических возможностей человека, уровня оснащенности профессиональными кадрами и материалами, ставятся разные задачи адаптивной физической культуры. Но основные направления деятельности остаются неизменными. Общие цели следующие:

Коррекционно-компенсаторная работа над выявленным физическим отклонением. В большинстве случаев такая деятельность проводится как по основному заболеванию, так и по сопутствующим проблемам

Например, при ДЦП уделяют внимание не только развитию мышц, суставов, координации движения, но и зрению, речи и другим обнаруженным проблемам со здоровьем.
Профилактическая задача заключается в проведении мер, направленных на общее улучшение самочувствия человека, повышение сил и возможностей, укрепление иммунитета.
Образовательные, воспитательные и развивающие задачи адаптивной физической культуры также являются немаловажными. Ставится цель привить людям с ограниченными возможностями понятие физической активности как ежедневной неотъемлемой части жизнедеятельности, обучить культуре спорта, правилам поведения в команде и во время соревнований.
Психологические задачи являются важными составляющими направления физкультуры для людей-инвалидов

Нередко встречается асоциализация человека не столько из-за какого-либо отклонения в здоровье, сколько по причине неуверенности в собственных силах, неумении взаимодействовать с другими людьми, непонимании места в обществе.

Адаптированная физкультура для детей

В адаптивных физкультурных методиках нуждаются дети и подростки, имеющие врожденные аномалии развития (деформации, недоразвитие конечностей), страдающие ДЦП, мышечными дистрофиями. Максимально раннее начало физической реабилитации позволяет добиться существенных результатов: дети полноценно социализируются, развиваются физически, личностно, приобретают профессию.

С этой целью создаются специализированные организации, занимающиеся адаптированным физвоспитанием детей, а также спецгруппы в общих школьно-дошкольных образовательных учреждениях.

Специалист по адаптивной физкультуре должен не только основательно разбираться в педагогике, медицине, но и быть неплохим психологом. Ведь людям с ограниченными способностями важна не только практическая помощь, но также моральная поддержка. Тогда они приобретают веру в себя, добиваются удивительных результатов.

Список литературы

1. Брехман И.И. Валеология — наука о здоровье /2-е изд., доп., перераб. — М.: ФиС, 1990. — 208 с.

2. Быховская И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. — М.: ГЦОЛИФК, ОС РАН, 1993. — 179 с.

3. Выдрин В.М. Методические проблемы теории физической культуры //Теория и практика физической культуры, 1984, № 6, с. 10-12.

4. Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры /Материалы к лекциям. — Л.: ВИФК. — 133 с.

5. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. — М.: Политиздат, 1988. — 319 с.

6. Кузин В.В., Никитюк Б.А. Очерки теории и истории интегративной антропологии. — М.: ФОН, 1995. — 174 с.

7. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации: Руководство для врачей /Под ред. А.Ф. Каптелина, И.П. Лебедевой. — М.: Медицина, 1995. — 400 с.

8. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. — М.: ГЦОЛИФК, 1992. — 120 с.

9. Матвеев Л.П. Введение в теорию физической культуры: Учебн. пос. для ин-тов физ. культ. — М.: ФиС, 1983. — 128 с.

10. Петленко В.П. Актуальные проблемы валеологии /Вестник Балтийской академии, 1966, вып. 9, с. 7-15.

11. Сборник материалов к лекциям по физической культуре и спорту инвалидов (Ред. и сост. В.С. Дмитриев, А.В. Сахно). Т I и II. — М.: МОГИФК, ВНИИФК, 1993. Т I. — 272 с. Т. II. — 292 с.

12. Современные технологии профилактики — перспективы медицинского бизнеса в России //Социальный выпуск журнала «Медицинские технологии», 1995, № 4. — 88 с.

13. Углов Ф.Г., Стрельцова Э.В. Пути развития клинической медицины в XXI веке. Газета «Земля русская». № 11-12 (45-46), 1997, с. 3.

14. Щедрина А.Г. Здоровье и массовая физическая культура. Методологические аспекты //Теория и практика физической культуры, 1989. N 4.

15. Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия, 1984.

Приложение

1 Социальная значимость физической культуры состоит в той огромной роли, которую она играет в развитии, сохранении и поддержании телесного, психического, нравственного и духовного здоровья населения. Как отмечает Л.И. Лубышева (1995), в современной критической ситуации, сложившейся в социальной сфере, физическая культура может стать важнейшим фактором, способным помочь людям противостоять неблагоприятным условиям жизни.

2 Признание огромной роли движения в лечении и вообще в жизни современного человека не находит своего подтверждения в государственных образовательных стандартах высшего медицинского образования. Так, из 7920 ч аудиторских занятий по специальности 040100 «Лечебное дело» на лечебную физическую культуру и врачебный контроль выделяется всего 51 ч (0,6%).

3 Интересно отметить, что некоторые авторы, говоря о здоровье, фактически сводят его к жизнеспособности. Так, например, по А.Г. Щедриной (1989, с. 6), «здоровье — это целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные стороны), равивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции».

Адаптивный спорт

Адаптивный спорт активно развивается в РФ и зарубежных странах. Он имеет 3 основных направления, которые в свою очередь делятся на узконаправленные варианты:

  1. Паралимпийские соревнования – это спортивные состязания для инвалидов. Они включают спорт для больных, перенесших ампутацию конечностей, имеющих параличи, нарушения зрения.
  2. Сурдлимпийский спорт – соревнования для людей, потерявших слух.
  3. Специальные спортивные соревнования – предназначены для лиц с нарушениями интеллекта.

В том случае, если пациент не соответствует общим требованиям, предъявляемым для Паралимпийских игр, то организовывают специальные соревнования, доступные для такой категории больных.

Методы реализации

Для полноценного применения принципов адаптивной физической культуры одинаково важны 2 метода:

Обучение теории. Включает освоение пациентом знаний о структуре, функции человеческого тела, об особенностях его болезни и физических способностях

При этом важно подобрать такой способ донесения информации, который будет доступен для человека с определенными отклонениями. Например, если больной слеп, то обучение проводится на слух или с привлечением тактильного способа восприятия: можно дать ему изучить макет человеческого скелета, мышечной системы

При обучении глухих пациентов используют сурдоперевод, показ информационных слайдов.
Развитие практических, прикладных, аспектов адаптивной физической культуры. Постепенно от теории переходят к практике, помогая больному освоить доступные физические навыки, а также некоторые виды профессиональной деятельности. Используют стандартные или авторские методики, которые, как правило, имеют узкую направленность.

Функции и задачи

Адаптивная физическая культура — это система мер направленная на реабилитацию и приспособление к обычной среде людей с ограниченными возможностями.

Главная цель, стоящая перед государством, побороть путем спортивно-оздоровительных мер барьеры психики инвалидов, которые не дают полноценно воспринимать жизнь и осознавать необходимость личного вклада в развитие социума.

Основные задачи адаптивной физической культуры:

  • Подстроить организм к нагрузкам.
  • Улучшить физические показатели у детей-инвалидов.
  • Предоставить ребенку свободу выбора вида спорта и формы физической активности.
  • Найти индивидуальный подход к каждому ребенку с ограниченными возможностями.
  • Создавать спортивные команды с учетом нозологических групп.
  • Пропагандировать среди детей с ограниченными возможностями здоровый образ жизни: занятия адаптивным спортом, правильное питание, режим отдыха и труда, гигиенические процедуры.

Адаптивный спорт

Спорт для людей с ограниченными возможностями переживал разные этапы: от спада до возрождения и возникновения новых направлений. Начиная с 2000 года адаптивный спорт начал новый виток своего становления и развития. Направление популяризируется, распространяется. Тренеры накапливают опыт, спортсмены достигают высоких результатов на международном уровне.

На сегодняшний день существуют разные классификации направлений адаптивного спорта. Изначально выделяли лишь несколько основных больших групп. Затем появились новые виды в связи с разделением по типу отклонения в здоровье. Тем не менее основными и самыми широкомасштабными являются 3 ветви:

  1. Паралимпийский спорт – это соревнования людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и зрения.
  2. Сурдлимпийский спорт – для людей с нарушениями слуха.
  3. Специальный – с интеллектуальными отклонениями.

В свою очередь, каждое из вышеуказанных направлений делится на подуровни. Например, в паралимпийском спорте выделяют соревнования между людьми с ампутированными конечностями, параличами, травмой спинного мозга.

Кроме того, организовываются соревнования как на общих, характерных для Олимпийских игр, требованиях, так и на специальных, адаптированных под возможности конкретной группы людей с отклонениями в физическом здоровье.

Разрабатывать критерии оценки соревнований должна соответствующая профильная организация. Адаптивная физическая культура — это не только спортивные показатели, но и сила духа спортсмена, его личные достижения в борьбе с недугом.

Методики

Педагоги и врачи непрерывно разрабатывают новые методики АФК, помогающие достичь позитивных результатов людям с разнообразными физическими или интеллектуальными ограничениями. Из российских и советских авторов проблемой адаптированной физкультуры занимались Я. В. Крет, Л. В. Шапкова, Н. Г. Байкина и многие другие.

Л. Н. Ростомашвили исследовала перспективы физкультуры и спорта в адаптации лиц с нарушением зрения. А. А. Потапчук предложил авторскую методику АФК для детей с ДЦП (детским церебральным параличом). С. Ф. Курдыбайло и А. И. Малышев разрабатывали специальные физкультурные комплексы для больных, перенесших ампутацию конечностей.

Д. Ф. Мосунов указывал на важную роль гидрореабилитации в адаптивной физической культуре. Широкую известность приобрели работы Л. В. Шапковой, Л. П. Евсеева, которые подробно рассматривают все аспекты АФК, особенности их реализации.

Что такое адаптивная физкультура?

Еще в 1996 году в государственный реестр-классификатор специальностей для высшего образования была внесена физкультура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Сегодня такая специализация имеет название «адаптивная физическая культура». Связано появление этого направления с массовым ухудшением состояния здоровья населения страны, повышения уровня инвалидности.

Адаптивная физкультура отличается теорией и реализацией на практике от оздоровительной или лечебной физкультуры. Если первая направлена на общее оздоровление, а целью другой является восстановление нарушенных функций организма, то адаптивная система рассчитана на социализацию людей, которые имеют серьезные нарушения в здоровье, сказывающиеся на адаптации и самореализации инвалидов в обществе.

Адаптивная физическая культура — это интегрированная наука. Это означает, что она объединяет в себе несколько самостоятельных направлений. В физкультуре для инвалидов совмещаются знания из таких сфер, как общая физическая культура, медицина и коррекционная педагогика, психология. Адаптивная система ставит своей целью не столько улучшение состояния здоровья человека с ограниченными возможностями, сколько восстановление его социальных функций, корректировку психологического состояния.

Адаптивный спорт в России

Организации, способствующие развитию адаптивного спорта в России:

  • Общероссийская спортивная Федерация спорта глухих. Действует с 1999 года и объединяет 55 региональных отделений. Проводит спортивные соревнования в соответствии с правилами этого вида спорта по 22 дисциплинам.
  • Сурдлимпийский комитет России. Специальное Олимпийское движение в России существует с 1990 года. После регистрации в 1999 году МинЮстом РФ получает официальное название — Общероссийская общественная благотворительная организация помощи инвалидам с умственной отсталостью. Более 60 региональных отделений входят в состав этой организации.
  • Общероссийская спортивная федерация спорта слепых. Образовалась в 1989 году. Как самостоятельная организация зарегистрирована с 2002 года.
  • Всероссийская федерация спорта лиц с интеллектуальными нарушениями. Федерация спорта ЛИН создана в 2012 году, действует в 40 регионах.

В целях оказания содействия в организации деятельности детско-юношеских спортивно-адаптивных школ и других физкультурно-спортивных учреждений и организаций, осуществляющих работу с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями в развитии, независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы разработаны рекомендации «Об учреждениях адаптивной физической культуры и адаптивного спорта (дополнение к Методическим рекомендациям по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации от 12.12.2006 N СК-02-10/3685)», согласовано письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 марта 2008 г. N ИК-343/06. Письмо Росспорта от 21 03 2008 N ЮА 02 07 912

Виды

Принято выделять следующие виды адаптивной физической культуры:

  1. Специальное образование предполагает обучение людей с ограниченными возможностями теоретическим и практическим основам физической культуры.
  2. Реабилитационное направление включает разработку интегрированных комплексов спортивных упражнений, направленных на социализацию человека с ограниченными возможностями путем раскрытия и усовершенствования физических навыков.
  3. Занятия адаптивной физической культурой бывают экстремального характера. Они несут в себе субъективную или объективную опасность.
  4. Отдельно следует отметить непосредственно адаптивные виды спорта. С каждым годом развитие такого направления значительно ускоряется и совершенствуется. Различают паралимпийское, специальное и сурдлимпийское направление. Благодаря появлению видов спорта для инвалидов десятки тысяч людей с ограниченными физическими возможностями во всем мире смогли реализовать свой потенциал и стать социально активными членами общества.

Задачи у человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует


Осознанное отношение к своим силам в
сравнении с силами среднестатистического
здорового человека;


Способность к преодолению не только
физических, но и психологических
барьеров, препятствующих полноценной
жизни;


Компенсаторные навыки, то есть позволяет
использовать функции разных систем и
органов вместо отсутствующих или
нарушенных;


Способность к преодолению необходимых
для полноценного функционирования в
обществе физических нагрузок;


Потребность быть здоровым, насколько
это возможно, и вести здоровый образ
жизни;


Осознание необходимости своего личного
вклада в жизнь общества;


Желание улучшать свои личностные
качества;


Стремление к повышению умственной и
физической работоспособности.

Основные опорные концепции теории адаптивной физической культуры

Признаны 5 основополагающих гуманистических концепций АФК:

  1. Человеческая жизнь – главная ценность, независимо от уровня здоровья.
  2. Человек олицетворяет неделимое единство природного и духовного.
  3. Каждый человек – неповторимая личность, сформированная генетическими факторами и социокультурной средой.
  4. Человек – свободная личность, сущностью которой являются одухотворенность, сострадание, милосердие.
  5. Независимая личность способна творчески развиваться, познавать, реализовывать себя во всевозможных направлениях.

Цели и задачи адаптивной физической культуры

Главенствующей целью для адаптивной физической культуры считается обеспечение оптимального уровня жизнедеятельности организма пациента с ограниченными возможностями, а также его полноценная интеграция в социум.

Общие задачи адаптивной физкультуры делятся на четыре блока.

Коррекционные:

  • Активация процессов выздоровления;
  • Предупреждение развития осложнений;
  • Улучшение исходов болезни или травмы;
  • Снижение риска инвалидизации;
  • Возвращение пациенту трудоспособности.

Оздоровительные:

  • Укрепление здоровья;
  • Закаливание;
  • Формирование условий для нормального развития;
  • Коррекция утраченных функций или дефектов развития организма;
  • Расширение компенсаторных способностей.

Образовательные:

  • Предоставление информации о строении собственного тела, функционировании органов, их систем;
  • Обозначение понятия физкультуры как аспекта общей человеческой культуры;
  • Создание представлений о здоровом образе жизни и конкретных навыках его реализации;
  • Формирование двигательной базы, соответствующей возрастным и индивидуальным характеристикам человека.

Воспитательные:

  • Приобретение таких личностных свойств, как целеустремленность, решимость, ответственность;Нормализация психического развития;
  • Активация высших мозговых функций (памяти, интеллекта, аналитических способностей, внимания);
  • Формирование целостной личности больного.

Методики

Разные отклонения от здоровья требует индивидуального подхода. То, что рекомендовано одной группе людей с ограниченными возможностями, является противопоказанием для других. В связи с этим в зависимости от патологии разрабатывают частные методики адаптивной физической культуры. Классифицируют отклонения в здоровье на такие большие группы:

  • нарушение зрения;
  • нарушение интеллекта;
  • нарушение слуха;
  • нарушение в работе опорно-двигательного аппарата: ампутационного, спинномозгового и церебрального характера.

Таким образом, под каждый вид заболевания разработаны комплексные методики адаптивной физической культуры. В них указаны цели и задачи, способы и приемы, рекомендации, противопоказания, необходимые умения и навыки определенного направления физкультуры для инвалидов.

Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры

АФК включает 4 базовых компонента:

  1. Адаптивное физвоспитание состоит в обучении пациента основам физподготовки, анатомии, физиологии. Помогает понять механизмы развития болезни и способы преодоления нарушений, а также адекватно оценить способности своего организма.
  2. Адаптивная физическая реабилитация предполагает разработку специальных тренировочных комплексов, помогающих восстановится после болезни, травмы либо расстройств психики.
  3. Адаптивная двигательная рекреация включает активный отдых, динамичные игры, спортивные развлечения. Позволяет совместить приятное с полезным: удовольствие от увлекательного досуга с двигательной тренировкой.
  4. Адаптивный спорт подразумевает соревновательную деятельность, направленную на высокую результативность. Имеет первостепенное значение для самореализации инвалидов или лиц с ограниченными способностями.

Направления развития

Рекреационно-оздоровительное

В учебных заведениях для детей с ограниченными возможностями проводятся внеурочные занятия в спортивных секциях. Тренировки и соревнования проходят по желанию ребенка и не являются обязательными. Главная задача данных мероприятий, чтобы дети получали удовольствие от физической активности и приобщались к спорту.

Дополнительные занятия проходят не только в образовательных учреждениях, но также в организациях здравоохранения, социальной защиты, домах отдыха. Родителям или родственникам детей-инвалидов рекомендуется принимать участие или самостоятельно проводить с ними зарядку, спортивные состязания в игровой форме.

Спорт высших достижений

Второе направление адаптивного спорта реализуется в спортивных и физкультурно-оздоровительных клубах, школах, общественных объединениях инвалидов.

Адаптивный спорт как спорт высших достижений активно развивается в трех направлениях: паралимпийское, сурдлимпийское и специальное олимпийское.

Адаптивная физическая культура как интегративная наука

АФК – понятие комплексное. Она отличается от лечебной физкультуры более обширной сферой интересов, которые затрагивают не только проблемы физического восстановления, но также вопросы социализации, психологической коррекции, повышения качества жизни индивида.

Эта отрасль культуры требует интеграции знаний по медицине, физподготовке, педагогике. Специалист по АФК осваивает широчайший спектр на первый взгляд разнородных дисциплин:

  • Теорию, методику физкультуры;
  • Спортивную медицину;
  • Двигательную рекреацию;
  • Педиатрию;
  • Спецпедагогику;
  • Реабилитологию;
  • Биомеханику;
  • Психологию и психиатрию;
  • Терапию;
  • Анатомию;
  • Физиологию;
  • Тератологию.

Этот список далеко не полон. Главная проблема заключается в единстве этих знаний. Они не должны представлять собой разрозненные научные дисциплины

Важно сформировать их в неразрывный комплекс, решающий полный список задач, стоящих перед АФК

Отличительные черты адаптивного спорта

Адаптивный спорт как вид адаптивной физической культуры предназначен для удовлетворения комплекса потребностей человека с отклонениями в состоянии здоровья, главными из которых являются самоактуализация, максимально возможная самореализация своих способностей и сравнение их со способностями других людей, имеющих проблемы со здоровьем.

Отличительные черты адаптивного спорта:

  • 1. В качестве основной установки деятельности в адаптивном спорте выступает стремление к максимально возможному достижению, к рекорду (вначале — повышение собственных показателей и показателей сверстников учреждения, где обучаются занимающиеся адаптивным спортом (АС), затем установление рекорда региона, страны, континента, мира. Установка на рекордные достижения является главным отличием АС от других видов АФК.
  • 2. Обязательность соревнований — процедура сопоставления достижений различных людей; публичной, строго регламентированной правилами.
  • 3. Система классификации спортсменов, распределение их на классы для участия в соревновательной деятельности. Распределение осуществляется по направлениям: медицинскому, основанному на определении «остаточного» здоровья у спортсменов и спортивно-функциональному, предполагающему разделение участников состязаний на классы с учетом спецификации двигательной деятельности в конкретном виде спорта.
  • 4. Центральное место занимает учебно-тренировочная деятельность, без которой невозможны рекордные достижения. Данная деятельность должна предусматривать использование максимальных нагрузок, обеспечивающих рекордные спортивные успехи, обязательность углубленного медицинского и научно-методического обеспечения.
  • 5. Занятия АС не являются обязательными для инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья. АС реализуется либо в системе учреждений дополнительного образования детей (ДЮСШ, ШВСМ), либо — общественных организаций (федерации, клубы).
  • 6. Занятия АС позволяют в значительно более короткие сроки по сравнению с традиционным образованием добиться реальной интеграции детей с отклонениями в развитии в социум, что способствует ускорению процесса модернизации специального образования и переводу его на новый качественный уровень.

Главная цель АС — максимально возможная самореализация в социально приемлемом и одобряемом виде деятельности, повышение их реабилитационного потенциала и уровня качества жизни, социализация и последующая социальная интеграция данной категории населения, которые должны осуществляться не только на приспособлении этих людей к нормам и правилам жизни здоровых людей, но и с учетом их собственных усилий.

Основной целью участия российских спортсменов в Паралимпийских и Сурдлимпийских играх является демонстрация убедительного примера лицам с ограниченными возможностями и инвалидам, в первую очередь, детям, подросткам и молодежи. При этом эффективность примера много выше при условии успешных выступлений российских спортсменов.

Демонстрация достижений спортсменов является мощным средством формирования активной жизненной позиции, установок на здоровый образ жизни, интересов и потребности в собственном физическом совершенствовании.

Основные задачи адаптивного спорта:

  • — Овладение высоким уровнем спортивного мастерства в избранном виде двигательной деятельности и достижение максимального результата в своем виде спорта.
  • — Формирование спортивной культуры инвалида, приобщение его к общественно-историческому опыту в данной сфере.
  • — Освоение мобилизационных, технологических, интеллектуальных, двигательных и других ценностей ФК.
  • — Освоение характерных социальных ролей и функций (участие в работе федерации, клуба и др.)
  • — Расширение круга лиц для осуществления коммуникативной деятельности.
  • — Повышение уровня качества жизни.

Одним из определяющих условий для успешного решения данных задач является распространение основных положений системы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности на детей инвалидов и детей с устойчивыми ограниченными физическими возможностями, утверждение на федеральном уровне нормативно-правовых документов.

Адаптивный спорт

Понятие адаптивного спорта не ново. Достоверно известно, что еще в XIX веке на территории современной России создавались специальные образовательные организации для слепых. В их программу, помимо общеинтеллектуальных знаний, была включена специальная гимнастика. В 1914 году впервые были проведены соревнования по футболу для людей, страдающих глухотой. А уже в 1932 году в стране стали проводиться соревнования по самым разным видам спорта среди людей-инвалидов. Активно стали создаваться всевозможные объединения и организации, направленные на развитие адаптивной физической культуры.

В дальнейшем спорт для людей с ограниченными возможностями переживал разные этапы: от спада до возрождения и возникновения новых направлений. Начиная с 2000 года адаптивный спорт начал новый виток своего становления и развития. Направление популяризируется, распространяется. Тренеры накапливают опыт, спортсмены достигают высоких результатов на международном уровне.

На сегодняшний день существуют разные классификации направлений адаптивного спорта. Изначально выделяли лишь несколько основных больших групп. Затем появились новые виды в связи с разделением по типу отклонения в здоровье. Тем не менее основными и самыми широкомасштабными являются 3 ветви:

  1. Паралимпийский спорт – это соревнования людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и зрения.
  2. Сурдлимпийский спорт – для людей с нарушениями слуха.
  3. Специальный – с интеллектуальными отклонениями.

В свою очередь, каждое из вышеуказанных направлений делится на подуровни. Например, в паралимпийском спорте выделяют соревнования между людьми с ампутированными конечностями, параличами, травмой спинного мозга.

Кроме того, организовываются соревнования как на общих, характерных для Олимпийских игр, требованиях, так и на специальных, адаптированных под возможности конкретной группы людей с отклонениями в физическом здоровье.

Разрабатывать критерии оценки соревнований должна соответствующая профильная организация. Адаптивная физическая культура — это не только спортивные показатели, но и сила духа спортсмена, его личные достижения в борьбе с недугом.

Заключение

Активизация работы с инвалидами в области физической культуры и спорта, несомненно, способствует гуманизации самого общества, изменению его отношения к этой группе населения, и тем самым имеет большое социальное значение.
Надо признать, что проблемы физической реабилитации и социальной интеграции инвалидов средствами физической культуры и спорта решаются медленно. Основными причинами слабого развития физической культуры и спорта среди инвалидов является практическое отсутствие специализированных физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружении, недостаток оборудования и инвентаря, неразвитость сети физкультурно-спортивных клубов, детско-юношеских спортивных школ и отделений для инвалидов во всех типах учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. Ощущается нехватка профессиональных кадров. Не выражена в достаточной степени потребность в физическом совершенствовании у самих инвалидов, что связано с отсутствием специализированной пропаганды, подвигающей их к занятиям физической культурой и спортом.
В сфере физической реабилитации инвалидов по-прежнему существует недооценка того обстоятельства, что физкультура и спорт гораздо более важны для человека с ограниченными возможностями, чем для благополучных в этом отношении людей. Активные физкультурно-спортивные занятия, участие в спортивных соревнованиях являются формой так остро необходимого общения, восстанавливают психическое равновесие, снимают ощущение изолированности, возвращают чувство уверенности и уважения к себе, дают возможность вернуться к активной жизни. Главной задачей все же остается вовлечение в интенсивные занятия спортом как можно большего числа инвалидов в целях использования физкультуры и спорта как одного из важнейших средств для их адаптации и интеграции в жизнь общества, поскольку эти занятия создают психические установки, крайне необходимые для успешного воссоединения инвалида с обществом и участия в полезном труде. Применение средств физической культуры и спорта является эффективным, а в ряде случаев единственным методом физической реабилитации и социальной адаптации.

заключение

Спорт — это одно из видов деятельности, которое нам нравится делать больше в повседневной жизни, независимо от того, есть у нас какая-то инвалидность или нет. Это помогает нам уклоняться и ясно и даже относиться к другим.

Для людей с ограниченными возможностями у спорта больше чувств, так как это способ преодоления и поиска новых целей для достижения.

Благодаря адаптированным видам спорта они также могут укрепить не только ваше тело, но и ваш разум. Поэтому наш долг — поддерживать этот вид спорта не только в школе, но и в других сферах жизни..

Наконец, мы хотели бы знать, какие виды спорта вы знаете??

ссылки

  1. де Минго, Дж. А. Г. (2004). Адаптированный спорт в школьной среде. Образование и будущее: журнал прикладных исследований и образовательный опыт, (10), 81-90.
  2. книга FEDDF. Мадрид: CSD, Испанская федерация высшего спорта Европы. Севилья: Вансюлен
  3. Эрнандес Васкес, J. (1993). Адаптированный спорт. Ваша личность и перспективы. Апунц Медицина «Esport (испанский)», 30 (116), 97-110.
  4. Jordán, O.R.C. (2006). Игра и спорт в школьной среде: учебные аспекты и практические действия. Министерство образования.
  5. Лагар, Дж. А. (2003). Спорт и Инвалидность Редактор испанского национального радио спорта, 1-16.
  6. Моя Куэвас Р. (2014). Адаптированный спорт Чеапат — Имсеро.
  7. Перес, J. (2012). Баскетбол в инвалидной коляске. Спортсмены без прилагательных: книга FEDDF, 303-353.
  8. Перес-Техеро, J., Бласко-Яго, М., Гонсалес-Лазаро, J., Гарсия-Эрнандес, J. J., Сото-Рей, J. & Coterón, J. (2013). Парациклинг: изучение интеграционных процессов на международном уровне / Парациклинг: изучение интеграционных процессов на международном уровне. Apunts. Educació Física i Esports, (111), 79.
  9. Рейна Р. (2010). Физическая активность и спорт адаптированы к космосу
  10. Zucchi, D.G. (2001). Спорт и инвалидность. Efdeportes Revista Digital, 7, 43.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector