Методы спортивной тренировки: характеристика, задачи и цели

Введение

Спорт
занимает видное место в системе физического воспитания. Она служит физическому
развитию и укреплению здоровья, готовит людей к труду и защищает Родину.
Систематическая спортивная практика расширяет границы функциональных
возможностей человеческого организма. Спорт является важным средством развития
личности: он воспитывает усердие и волю.

Суть спорта — это соревнование и подготовка к нему спортсменов и команд. Непосредственной целью таких мероприятий и тренировок является достижение высоких спортивных результатов или победа над соперником.

Важность
физической культуры и спорта для здоровья, развития и общего благосостояния
человека трудно преувеличить. С детства родители, учителя и средства массовой
информации — радио и телевидение — вдохновляли детей открывать для себя
уникальные преимущества физической активности и побуждали их заниматься
активными видами спорта

В этом возрасте спортом обычно занимаются под
руководством опытных тренеров и специалистов, которые следят за правильным и
гармоничным развитием развивающегося организма. В школьном возрасте эту роль в
основном выполняют учителя физкультуры в школе.

Переменный метод тренировки

Непрерывная работа меняющейся интенсивности лежит в основе переменного метода тренировок. Физическая на­грузка при таком методе повышается путём увеличения про­должительности работы малой интенсивности (например, че­редование бега на средней или высокой скорости с медленным бегом). Возможность переключения с одного режима занятий на другой позволяет совершенствовать общую (и специальную) выносливость. Ценность переменного метода состоит в том, что мож­но избежать монотонности, за счёт смены процессов возбуж­дения и торможения в ЦНС обеспечить высокую работоспособ­ность организма.

Методы интервальной тренировки

Метод интервальной тренировки существует со времен античной Греции. Методик – бесконечное множество. Не будем вдаваться в спортивную терминологию. Назовем два основных метода. На их различных комбинациях построены все виды интервальных тренировок.

Метод повторной интервальной тренировки

Повторной метод – это вид интервальной тренировки, в котором отрезок активной работы, короче отрезка отдыха. Продолжительность отдыха зависит от скорости восстановления спортсмена. Ориентиром служит частота сердечных сокращений (ЧСС).

К началу выполнения очередной «порции» работы, спортсмен должен полностью (или почти полностью) восстановится.Для примера возьмем любительский бег на длинную дистанцию.

Бежим один километр легким бегом. Затем 200 метров с ускорением.Переходим на бег трусцой — еще 1000 метров. Аэробная пульсовая зона поможет восстановить дыхание.Вновь делаем ускорение на 200 метров.

В данном примере соотношение нагрузки и отдыха составляет 1:5.

Интервальный метод

Классическая интервальная тренировка исключает метод полного восстановления между подходами. Продолжительность отдыха равна или ниже времени работы.

Когда пульс достигнет показателя 60-70% от максимально допустимого, нагрузку повторяют. Каждый последующий подход и всю тренировку проводят на фоне прогрессирующего утомления.

Приведем пример интервальной тренировки для спринтерского бега.

1. 100 метров бег со скоростью составляющей 90% от возможного максимума. 100 метров легким бегом.2. 100 метров бег с максимальной скоростью. 100 метров легким бегом.3. 100 метров бег с максимальной скоростью. 50 метров легким бегом.4. 100 метров бег с максимальной скоростью.

Любая цель требует времени

Настройтесь с самого начала на долгую и серьёзную работу по достижению своей цели. На этакий марафон. Это вовсе не означает, что Вы будете достигать её бесконечно долго. Просто такой настрой, как показывает практика, намного мудрее и дальновиднее, нежели настрой на blitz Krieg (нем. «быстрая победа»). Те, кто уже добился значительных целей в спорте, в бизнесе, в карьере, все они потерпели немало поражений и допустили немало промахов. И именно этот марафонский настрой позволил им выстоять, и, в конце концов, одержать победу.

И не важно, с чего Вы начали. Главное, к чему Вы придёте в результате своих усилий

А прямо сейчас беритесь за карандаш и бумагу, чтобы сформулировать свои цели! И не переживайте, если сразу не получится! Даже такому, казалось бы простому навыку, надо учиться…

4.2.1. Цели и задачи спортивной тренировки.

Details
Hits: 29599

Спортивная тренировка понимается как планируемый педагогический процесс, включающий обучение спортсмена спортивной технике и тактике и развитие его двигательных способностей.

Целью спортивной тренировки является достижение максимально воз­можного для данного спортсмена уровня подготовленности, гаран­тирующего достижение запланированных спортивных результатов.

В процессе спортивной тренировки решаются следующие задачи:

1) освоение техники и тактики избранной спортивной дисцип­лины;

2) совершенствование двигательных качеств и повышение возможностей функциональных систем организма, обеспечиваю­щих успешное выполнение соревновательного упражнения и дос­тижение планируемых результатов;

3) воспитание необходимых моральных и волевых качеств;

4) обеспечение необходимого уровня специальной психичес­кой подготовленности;

5) приобретение теоретических знаний и практического опы­та, необходимых для успешной тренировочной и соревнователь­ной деятельности.

Комплексные результаты решения задач спортивной тренировки выражаются понятиями: «тренированность», «подготовленность», «спортивная форма».

Тренированность характеризуется степенью функционального приспособления организма к предъявляемым тренировочным на­грузкам, которое возникает в результате систематических физичес­ких упражнений и способствует повышению работоспособности че­ловека. Тренированность всегда ориентирована на конкретный вид специализации спортсмена в двигательных действиях и выражается в повышенном уровне функциональных возможностей его орга­низма, специфической и общей работоспособности, в достигну­той степени совершенства спортивных умений и навыков.

Тренированность спортсмена, как правило, подразделяют на общую и специальную. Специальная тренированность при­обретается вследствие выполнения конкретного вида мышечной деятельности в избранном виде спорта. Общая тренированность формируется прежде всего под воздействием упражнений общеразвивающего характера, повышающих функциональные возмож­ности органов и систем организма спортсмена и укрепляющих его здоровье.

Подготовленность — это комплексный результат физичес­кой подготовки (степень развития двигательных способностей); техни­ческой подготовки (уровня совершенствования двигательных навыков); тактической подготовки (степени развития тактичес­кого мышления); психической подготовки (уровня совершенство­вания моральных и волевых качеств). Подготовленность может относиться и к каждому в отдельности из перечисленных видов подготовки (физическая, техническая и психическая подготов­ленность).

Спортивная форма — это высшая степень подготовленности спортсмена, характеризующаяся его способностью к одновремен­ной реализации в соревновательной деятельности различных сто­рон подготовленности (спортивно-технической, физической, так­тической, психической).

  • < Prev
  • Next >

Средства

Спортивная подготовка — это процесс, который реализуется определенными средствами. Эти средства характеризуют данный процесс как целенаправленную физическую деятельность. К ним относятся физические упражнения разных типов. Классифицируются они относительно необходимого спортивного усовершенствования, а именно: направленные на подготовку к соревнованиям, на общую подготовку спортсменов и специально-подготовительные.

Соревновательные упражнения включают условия схожие с условиями спортивных соревнований, и имеют довольно высокие требования к уровню подготовленности спортсмена. Это делает данный вид упражнений не таким эффективным как специально-подготовительные, поскольку второй вид учитывает особенности определенного вида спорта, и не направлен на достижение высоких результатов во время проведения тренировки.

Эти упражнения отличаются своей вариативностью и возможностью развивать различные стороны физической подготовки путем использования их разными способами. Например, для легкоатлета специально-подготовительные упражнения будут имитировать бег как основную техническую единицу вида спорта, но в то же время будут варьироваться для более успешного достижения целей спортивной подготовки. К ним будут относиться: бег с препятствиями, с ускорениями по отрезкам дистанций и т.д.

Свою нишу в спортивной подготовке занимают и обще-подготовительные упражнения, которые способствуют усовершенствованию общей физической формы. В то время, когда специальные упражнения направлены на развития тех спортивных навыков, которые присущи данному виду спорта, общие — способствуют росту желанных результатов на фоне укрепления общей спортивной подготовки.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Классификация методов спортивной тренировки

Серьезные методики тренировок подразумевают планирование и детальную программу упражнений. Методы по своей сути определяют стиль и манеру проведения подготовки и могут быть разделены на две большие группы: общепедагогические и спортивные.

Общепедагогические методы спортивной тренировки также включают в себя три подвида:

Словесные методы

Название, конечно, скучноватое, но по важности и значимости с нужными словами тренера мало что может сравниться. Это может быть объяснение подопечному формата, цели и задач тренировки

Обсуждение и совместный анализ результатов и ошибок – лучший способ мотивации спортсмена для упорной работы. Партнерские взаимоотношения между тренером и спортсменом – самый оптимальный формат коммуникаций во время спортивных тренировок.

Наглядные методы

Нет нужды доказывать эффективность визуальной поддержки для подготовки спортсменов. Это не только просмотр роликов «как надо» или наглядный показ техники выполнения какого-либо упражнения. Это и съемки самих упражнений с последующим разбором ошибок и методов их исправления.

Сенсорно-коррекционные методы

Это специализированные способы использования спортсменом комплекса чувств и эмоций: образного мышления, внутренней речи, двигательных ощущений для воздействия на общее состояние и готовность организма к тренировке или соревнованию. Если коротко, то такая подготовка больше похожа на эмоциональную самоподготовку.

Цели и задачи спортивного образования

При подготовке спортсмена используется система физических упражнений, которые организуются в специальных тренировочных группах. Спортивная тренировка — специализированный педагогический процесс физического воспитания, направленный на достижение высоких спортивных результатов спортсмена. Частными задачами спортивной тренировки являются: укрепление здоровья и всестороннего физического развития спортсмена, воспитание его моральных, добровольных и физических качеств, формирование необходимых навыков, укрепление и совершенствование навыков избранного вида спорта, приобретение специальных знаний в области гигиены, самоконтроля и др. Подготовка — это специализированный педагогический процесс физического воспитания, направленный на достижение высоких спортивных результатов. В ходе спортивной тренировки в уловах формируются положительные привычки и моральные убеждения.

Успех
в спорте во многом зависит от системы спортивных тренировок. Отличие
отечественной системы спортивного образования заключается в ее
ориентированности на оздоровление. Она характеризуется прогрессивными
принципами, научным подбором средств и методов, высоким уровнем организации
педагогического и медицинского контроля, обеспечением необходимых гигиенических
условий.

Термины «тренировка» и «фитнес» часто используются при оценке готовности спортсмена к соревнованиям. Тренировочное состояние отражает биологические изменения в организме спортсмена, которые происходят под влиянием тренировочных нагрузок и периодов отдыха и выражаются в повышении работоспособности. Тренируемость — это показатель способности организма адаптироваться к конкретной задаче, которая достигается посредством тренировок.

Диапазоны повторов и их влияние:

  • Малый диапазон повторов – от 1 до 5 – делает мышцы более плотными и развивает силу.
  • Средний диапазон – от 6 до 12 – в равной степени увеличивает массу и силу мышц.
  • Большой – 13 и больше – увеличивает объем и развивает силовую выносливость.

Когда вы варьируете диапазон повторов, то развиваете все качества и добиваетесь баланса между мощностью, силой и выносливостью.

Чтобы избежать «плато» – остановки прогресса, – одно и то же упражнение выполняют в разных диапазонах и повышают рабочий вес. Используйте этот принцип при построении программы самостоятельной тренировки в тренажёрном зале.

Например, жим гантелей лежа:

  • по 30 кг – 12 повторов с отдыхом 90 секунд;
  • по 32 кг – 10 повторов с отдыхом 90 секунд;
  • по 34 кг – 8 повторов с отдыхом 90 секунд;
  • по 36 кг – 6 повторов.

Сколько делать повторов?

Чтоб при проработке мышц расходовать максимум калорий, совершайте по 8-15 повторов за подход. Если вы без затруднений выполняете больше 15 повторов, то упражнение стало для вас легким и неэффективным: усложните движения или увеличьте рабочий вес.

Для роста мышечной массы хорошо работает прием изменения количества повторов. Используйте это при самостоятельном составлении программы тренировок.

Например:

  • понедельник – большой вес и мало повторов (5-8);
  • среда – малый вес и много повторов (12-15);
  • пятница – средний вес и среднее количество повторов (8-12).

При такой схеме тренировок мышцы адаптируются к разнообразным нагрузкам, за счет чего становятся больше и сильнее.

Игровой метод тренировок

Игровой метод тренировок отражает методические осо­бенности игры и является методом комплексного совершен­ствования выносливости. Метод характеризуют широкая само­стоятельность действий тренирующихся, высокие требования к их инициативе, находчивости, двигательному творчеству. «Сюжет» и правила игры, намечая лишь общую линию пове­дения, оставляют большие возможности для творческого реше­ния двигательных задач, причём постоянное и внезапное изме­нение ситуаций по ходу игры обязывает решать эти задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных спо­собностей. Игровой метод представляется особенно подходящим для приобретения таких социальных качеств, как умение ра­ботать в коллективе и желание помочь коллеге, способность к сотрудничеству, умение вести себя в конфликтных ситуациях и т. д. Именно этот метод позволяет решать задачи, связанные с социальным воспитанием личности. Однако многообразие способов достижения цели, динамичность действий, только в общих чертах направленных «сюжетом», исключают возмож­ность точно регулировать нагрузку по степени воздействия. Разумеется, это не означает, что нагрузка в игре вообще не под­даётся дозировке. Игровая нагрузка отчасти регулируется пра­вилами игры, указаниями тренера и другими косвенными пу­тями. Но точность дозировки при этом всегда будет существен­но меньше, чем у вышеописанных методов тренировок. Материал с сайта https://wikiwhat.ru

Повторный метод тренировки

Повторение нагрузок с достаточными интервалами отдыха между ними составляет суть повторного метода трениро­вок. Например, в беге этот метод характеризуется применени­ем как стандартных, так и различных по длине и интенсив­ности отрезков, повторяющихся через промежутки отдыха, заранее не запланированные (по времени или дистанции медленного восстанавливающего бега). Сочетание нагрузок созда­ет благоприятные предпосылки для сохранения физических сил, выполнения последующей работы на достаточно высокой скорости.

В первый период занятий физическую нагрузку лучше уве­личивать благодаря увеличению общего объёма упражне­ний, а позднее — за счёт повышения интенсивности их вы­полнения. Тем самым достигается адаптация организма к новым повышенным нагрузкам в соответствии с возрастаю­щими функциональными возможностями.

Методы и подходы

Метод тренировки — последовательные системный подход, направленный на достижение поставленных результатов, задач и целей. Выбор, которого полностью зависит от конкретной ситуации и особенностей самого объекта.

Разнообразие методов спортивной тренировки позволяет в значительной мере и за короткие сроки достичь желаемых результатов и конкретных целей. Захватив комплексно многие подходы (снижение или набор массы тела, интенсивность и периодичность нагрузок), повышается продуктивность работы спортсмена и ведёт к успехам, за более короткий отрезок времени.

Круговая тренировка

Благодаря такому подходу развиваются двигательные и физические качества, а при применении его можно быстро сбросить лишние килограммы. Последовательно повторяется от 8 до 12 упражнений по кругу и получается эффект длительного действия, при этом повышается нагрузка на органы дыхания и сердечно-сосудистую систему. При его выполнении поочерёдно тренируется растяжка, быстрота действий и умение расслабляться.

Существуют следующие разновидности выполнения:

  1. Непрерывно-поточная — поочерёдный безостановочный комплекс действий. При нарастании мощности и увеличении количества упражнений в каждом последующем этапе, нагрузка на организм тоже повышается. Постепенно уменьшается время на выполнение от 10 до 15 секунд и повышается время на отдых от 30 до 40 секунд. Благодаря, таком варианту тренировки развиваются качества двигательной характеристики.
  2. Поточно-интервальная — техника, состоящая из простых упражнений без усиления нагрузки, время действий от 20 до 40 секунд. Такая тактика тренирует выносливость, развивает дыхательную систему.
  3. Интенсивно-интервальная — упражнения при, которых происходит увеличение интенсивности нагрузки и достигается максимальная мощность выполнения. При этом время отдыха увеличивается (от 40 до 90 секунд), а время выполнения уменьшается постепенно.

Интервальный и комбинированный подходы

Суть интервального заключается в чередовании нагрузок и отдыха, причём временны́е рамки у обоих показателей могут совершенно не повторяться. Такой подход имеет большое число всевозможных вариантов.

Соревновательный и игровой методы

В соревновательных условиях, максимально приближённых к состязаниям, проводится тренировочный процесс, во время которого повышается результативный эффект подготовок. Игровой подход сводится к реализации целей спортивной деятельности при применении игровых форм, с помощью которых достигаются довольно неплохие результаты в определённом направлении. Благодаря такому методу, тренировка принимает игровой формат проведения, и стимулирует спортсменов к борьбе за призовые места.

Идеомоторные и аутогенные практики

В основе этих действий заложена психологическая настройка организма человека на тренировочную деятельность. Идеомоторная практика позволяет решить конкретную задачу, путём двигательного воздействия на определённые мышечные группы. Аутогенный подход заключается в настройке организма на успокоительные практики: расслабление, дыхательные упражнения, концентрация на определённых установках.

Силовой способ

Главная цель этих упражнений — увеличение мышечной массы. Суть практики сводится к постоянным силовым упражнениям, в тенденции которой увеличивается и нагрузка на организм. При таком подходе часто используют дополнительные тяговые способы. В зависимости какой результат хочет поучить и сколько времени готов затратить на этот метод спортсмен может планировать тяговую нагрузку. Она бывает очень низкой, низкой, средней, умеренно высокой, высокой, максимально высокой.

Все перечисленные средства и методы, несомненно, требуют внимательного и индивидуального рассмотрения, в каждом отдельном случае. С помощью правильно подобранной методологии решаются даже самые труднодостижимые цели. А общепедагогический тренировочный подход развивает в спортсмене не только двигательные, силовые, выносливые качества, но воспитывает успешную психически стабильную, высокоморальную личность.

Спортивная подготовка

Спортивная подготовка (тренировка) — это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.

В настоящее время спорт развивается по двум направлениям, имеющим различную целевую направленность, — массовый спорт и спорт высших достижений. Их цели и задачи отличаются друг от друга, однако четкой границы между ними не существует из-за естественного перехода части тренирующихся из массового спорта в «большой» и обратно.

Цель спортивной подготовки в сфере массового спорта — укрепить здоровье, улучшить физическое состояние и активный отдых.

Цель подготовки в сфере спорта высших достижений — добиться максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.

Однако, что касается средств, методов, принципов спортивной подготовки (тренировки), то они аналогичны как в массовом спорте, так и в спорте высших достижений. Принципиально общей является и структура подготовки спортсменов, тренирующихся и функционирующих в сфере массового спорта и спорта высших достижений.

Структура подготовленности спортсмена включает технический, физический, тактический и психический элементы.

Под технической подготовленностью следует понимать степень освоения спортсменом техники системы движений конкретного вида спорта. Она тесно связана с физическими, психическими и тактическими возможностями спортсмена, а также с условиями внешней среды. Изменения правил соревнований, использование иного спортивного инвентаря заметно влияет на содержание технической подготовленности спортсменов.

В структуре технической подготовленности всегда присутствуют так называемые базовые и дополнительные движения.

Физическая подготовленность — это возможности функциональных систем организма. Она отражает необходимый уровень развития тех физических качеств, от которых зависит соревновательный успех в определенном виде спорта.

Тактическая подготовленность спортсмена зависит от того, насколько он овладеет средствами спортивной тактики (например, техническими приемами, необходимыми для реализации выбранной тактики), ее видами и формами.

Психическая подготовленность по своей структуре неоднородна. В ней можно выделить две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психическую подготовленность.

Волевая подготовленность связана с такими качествами, как целеустремленность, решительность и смелость, настойчивость и упорство, выдержка и самообладание, самостоятельность и инициативность. Некоторые их этих качеств могут быть изначально присущи тому или другому спортсмену, но большая их часть воспитывается и совершенствуется в процессе регулярной учебно-тренировочной работы и спортивных соревнований.

В структуре специальной психической подготовленности спортсмена следует выделить те стороны, которые можно совершенствовать в ходе спортивной подготовки:

*устойчивость к стрессовым ситуациям тренировочной и соревновательной деятельности;

*кинестетические и визуальные восприятия двигательных действий и окружающей среды;

*способность к психической регуляции движений, обеспечение эффективной мышечной координации;

*способность воспринимать, организовывать и ‘перерабатывать информацию в условиях дефицита времени;

Заключение

В содержание спортивной тренировки входят различные стороны подготовки спортсмена: теоретическая, техническая, физическая, тактическая и психическая. В тренировочной и особенно в соревновательной деятельности ни одна из этих сторон не проявляется изолированно. Они объединяются в сложный комплекс, направленный на достижение наивысших спортивных показателей.

В ходе изучения таких видов как тактическая и техническая подготовок, стало ясно, что целесообразней соединить их в один раздел, так как подготовка этих двух составляющих происходит параллельно.

Главным образом без какой-либо из этих подготовок невозможно подвести спортсмена к соревнованиям на высоком уровне, следует гармонично развивать все эти стороны во время тренировок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector